velochel.ru
http://velochel.ru/php/

Фара: галоген vs LED
http://velochel.ru/php/viewtopic.php?f=50&t=508
Страница 1 из 5

Автор:  Sergey1505 [ 28 авг 2008, 00:39 ]
Заголовок сообщения:  Фара: галоген vs LED

Тема, конечно, избитая, но на нашем форуме старого обсуждения вопроса не нашел, на прочих велофорумах как-то сложно смысл выловить, если сразу не участвовал.

В общем, такое дело: день теперь короткий, так что по темноте приходится ездить все чаще. Моя 5-светодиодная Cateye HL-EL210, несмотря на приличную цену (760 р.), все меньше меня устраивает: в сумерках света от нее почти нет, а дорогу становится видно уже плохо. В темноте светит получше, но опять же довольно недалеко и неярко, приходится тащиться по асфальту со скоростью не выше 15 км/ч, чтобы выбоины не ловить.

Посмотрел на Chainreaction фары ценой до 20 USD (хочу сразу пару одинаковых): галогеновые стоят дешево, 5-9 USD, что заставляет сомневаться в качестве, а в районе моей предельной цены, если исходить из принципа покупать лучшее из того, что доступно, почему-то тусуются сплошь светодиодные.

Ребята, что посоветуете? Покупать галогенки и не обращать внимания на невысокую цену? Или те светодиодки, у которых цена на Chainreaction подходит к 20 USD, реально не слабее галогенок, но при этом имеют бОльшую экономичность, и поэтому лучше брать их?

А то галогенки Cateye HL-500 - конечно, мощные, но уж больно много места, как я прикинул, такая парочка на руле потребует :)

Спасибо!

Автор:  Arvel [ 28 авг 2008, 07:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Галогеновые фонарики это прошлый век. Как правило в них стоят лампы 2-3 Вт, этого явно недостаточно. Для нормального света надо не меньше 10 Вт галогена. Самый дешевый способ получить на велосипеде хороший свет - это мебельный галоген (лампа с отражателем 20 Вт) и свинцовый аккумулятор 12 В.

Если не охота таскать большой аккумулятор, то плати деньги за фирменные фары на трехватных светодиодах (Luxeon, Cree, Seoul) с Li-Ion аккумулятором, например CatEye Double Shot или Triple Shot.
Если знаешь закон Ома, обладаешь кучей свободного времени и хочешь париться с заказом светодиодов в интернет магазинах, то паяльник тебе в руки - можешь изготовить себе аналогичный.

Теперь про фары на обычных 5мм светодиодах (3,5В; 20мА). На таких светодиодах делают кучу всяких фонариков. Чтобы такая фара на 5мм светодиодах светила, поставить надо их довольно много, запитав от стабилизатора тока. В бестселлере прошлый лет CatEye HL-El 300 пять светодиодов были тупо запитаны через резистор. Я купил аналог такой фары, выкинул из неё все потроха и поставил туда 48 светодиодов, запитав их через светодиодный драйвер от 12В свинцового аккумулятора. Вот тогда она стала светить :)
Изделия с малым количеством таких светодиодов являются скорее габаритными огнями.

Если денег совсем некуда девать, то лучше купить фару на HID лампе (она же МГЛ, ксенон, газорязрядная лампа высокого давления). С такой фарой проблема света будет решена кардинально.

Sergey1505 писал(а):
Тема, конечно, избитая, но на нашем форуме старого обсуждения вопроса не нашел, на прочих велофорумах как-то сложно смысл выловить, если сразу не участвовал.

Весь смысл здесь: http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f= ... 1&i=152202

Автор:  Brodiaga [ 28 авг 2008, 11:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Светодиодную фару пробовал-в принципе не понравилось.Несмотря на большую экономичность,это действительно всего лишь габаритный огонь.Да и глаза очень устают от размытого голубоватого пятна.Для освещения дороги нужен пучок света.Пользуюсь криптоновой и галогеновой желтыми фарами Cateye на батареях LR14,никаких проблем, батарей хватает даже зимой на 3-4 месяца.Можно ставить аккумулятор LR14, будет еще проще и экономнее.
Возня с переделкой,по-моему,не имеет смысла.
По городу сейчас можно свет вообще не включать,все улицы освещены.

Автор:  ETher [ 28 авг 2008, 11:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Где лучше купить (и дешевле) белые сверхяркие диоды?
Хочу штук пять на фару...

Автор:  Arvel [ 28 авг 2008, 12:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

ETher писал(а):
Где лучше купить (и дешевле) белые сверхяркие диоды?

Что ты имеешь в виду - 5мм, пираньи или одно-пяти ваттные?

Автор:  ETher [ 28 авг 2008, 12:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Которые помощнее хотелось бы...
Но в то же время чтобы без всяких усилителей тока работали, от 3V
2x2500 mAh должны хотя б часов 20 держать такую фару :)

Автор:  Sergey-74 [ 28 авг 2008, 12:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

ETher писал(а):
Где лучше купить (и дешевле) белые сверхяркие диоды?
Хочу штук пять на фару...

В промэлектронике посмотри, у них сайт есть.

Автор:  Arvel [ 28 авг 2008, 13:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

ETher писал(а):
Но в то же время чтобы без всяких усилителей тока работали

Светодиоды нельзя включать без токоограничивающих элементов (резистор или стабилизатор тока).

5мм светодиоды можно купить в Промэлектронике, например FYL-5013UWC/R 6,61 руб за штуку. Я на этих светодиодах собирал свою фару, но повторюсь, их надо довольно много для желаемого эффекта. 5 штук - это мало.

Хороших мощных светодиодов там нет.
Мощные светодиоды только в интернет-магазинах
http://www.dealextreme.com
http://www.lumenhouse.ru
Там, к стати, есть и светодиодные модули со встроенным драйвером - только питание подавай.

Автор:  ETher [ 28 авг 2008, 13:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Напомни, сколько диодов в твоей фаре и сколько резисторов (и каких)?
Всяких резисторов рабочих у меня дома навалом, так что спаять схемку - не проблема :)

Автор:  Arvel [ 28 авг 2008, 16:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

У меня не резисторы, а светодиодный драйвер.
А светодиодов 48 - по 3 на канал.
http://macroblock.ru/td/mbi1816.htm

Вообще я не рекомендую заниматься изготовлением фар - хлопотное это дело. Ради интереса - пожалуйста.
Если все же руки чешутся, то лучше смотреть в сторону мощных светодиодов. 5мм светодиоды - прошлый век.

Автор:  Sergey1505 [ 28 авг 2008, 22:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Руслан, спасибо за статью, очень толковая :)

Касательно КошкоГлаза Double Shot или Triple Shot... м-м-м... э-э-э... Ну, в общем, пошарил по инету, инет-магазинам, в России не нашел в продаже вообще, в Буржундии кое-где есть, но цена в районе 400 USD за этот девайс. Наверное, не соберусь на такую покупку - как-то нелогично, если фара стоит больше половины самого байка :)

Автор:  Ant-bear [ 03 сен 2008, 23:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Тобишь судя по вашим разговорам галоген вообще не вариант? А то видел недорогой такой девайс за 170 деревянных всего

Автор:  Arvel [ 04 сен 2008, 06:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Ant-bear писал(а):
Тобишь судя по вашим разговорам галоген вообще не вариант? А то видел недорогой такой девайс за 170 деревянных всего

За 170 руб это, скорее всего, даже не галоген, а криптон или просто обычная лампа накаливания.
Галоген рулит от 10 Вт со здоровым аккумулятором.

Автор:  Sergey1505 [ 09 сен 2008, 00:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Вдоволь пошатавшись по инет-магазинам и велофорумам, а также покрутив в руках с десяток разных фар, пришел для себя к следующим выводам:

1. Сам фару сделать не смогу - паяльник-то держать умею, но рассчитать, собрать и отладить схему из драйвера, стабилизатора и, может быть, даже трансформатора, не потяну.

2. Приличный свет заводского изготовления на байк дешевле 2 000 руб. не обойдется.

3. В свете вышеизложенного, есть два варианта покупных фар, примерно по одинаковой цене:

3.1. Комплект из CatEye HL-EL220 и CatEye HL-EL530. Первая - для ближнего света, так как дает более широкий конус, хотя и светит не так далеко (60 часов), вторая - для дальнего (90 часов). Общая стоимость - 2 100 руб. на ChillenGrillen, с доставкой: 2 300 руб.

http://www.cateye.com/en/product_detail/345
http://www.cateye.com/en/product_detail/342

3.2. Vetta Micro Lux, внешний блок питания (4хАА), 18 часов на полной яркости. Цена в Триале: 2 194 руб. Светит прилично, габариты маленькие, если не учитывать блок питания, корпус из сплава.

http://vetta.com/product_show.asp?ptype=whole&id=63

Что не нравится:
- внешний блок питания: чем больше составных частей, тем меньше надежность, ну и лишние провода и подвески на раме не рулят.
- одной фары все-таки маловато: случится с ней что-нибудь, и останешься совсем без света ночью, Brodiaga как-то рассказывал подобный жутковатый случай из своей практики, вполне реально.
- время работы в 3-5 раз меньше, чем у CatEye

Сам пока что склоняюсь к первому варианту. По крайней мере, от CatEye уже знаю, чего ждать. Второй вариант сегодня вечером в Триале покрутил и попробовал в работе. В дополнение к тем моментам, которые не нравятся - в продаже только серебристая модель (в единственном экземпляре), а хотелось бы черную, по дизайну не катит :)

Вообще, конечно, как я на форумах увидел, про фары дискуссию можно продолжать бесконечно :) Но я все-таки подхожу к вопросу практически: нужен свет на байк, быстро (потому как осень на дворе), качественно и по приемлемой цене. Значит, надо выбирать из того, что более-менее доступно.

Автор:  noname [ 09 сен 2008, 08:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Sergey1505 писал(а):
3.1. Комплект из CatEye HL-EL220 и CatEye HL-EL530. Первая - для ближнего света, так как дает более широкий конус, хотя и светит не так далеко (60 часов), вторая - для дальнего (90 часов).
...
- время работы в 3-5 раз меньше, чем у CatEye
...
Сам пока что склоняюсь к первому варианту. По крайней мере, от CatEye уже знаю, чего ждать.

Сергей, не рассчитывай особо на цифры 60-90 часов. Это время свечения в принципе (и указывается оно обычно для работы от батареек). От аккумов время будет меньше, да и яркость чуть уменьшится в начале свечения и сильно уменьшится примерно на половине времени "жизни" от одной зарядки (это происходит, во-первых, из-за особенности ВАХ при разряде аккумов в отличие от батареек, и, во-вторых, от разности в "рабочем" напряжении между аккумами и батарейками). То есть реальные цифры я бы сказал 10-12-15 часов, дальше как габарит.

А теперь некоторые соображения, они же вопросы. У меня есть купленная у Эдика фара на 5 светодиодах (названия не помню, Кэтай, под который подделывался Джинг Ю). Там тупо стоит сопротивление 100 Ом последовательно с группой из 5 светодиодов. Я посчитал, что для обеспечения такого же напряжения на светодиодах при работе от аккумов нужно сопротивление примерно в 65 Ом. Имеет ли смысл перепаять, или же возможны "подводные камни"?

И вопросы к Руслану. Как запитываются диоды от драйвера тока? Каждый диод в отдельности или же группа соединённых параллельно? Как на нём задаётся выходной ток? Какой номинальный выходной ток? Бывают ли драйверы бОльшего размера (паять микроскопические ноги не хочется)? Какая вообще схема включения? Подаём + и -, снимаем массу (она же ноль) и фиксированный по току +?

Хочу немного модернизировать эту фару, потому как в нынешнем её состоянии она мне не нравится.

Автор:  Diesel [ 09 сен 2008, 09:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Пиплы, подскажите, мобыть хто видел или имеет фонарь-налобник, но такой, который крепится на велошлем? ну там на липучку вматывается как бы в одно из вентиляционных отверстий кантрийного шлема или еще как-то... Если хто помнит, такой фонарь мелькал в том фильме "24Solo".

Автор:  KoFF [ 09 сен 2008, 09:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Дабл и Трипл шоты продаются тут http://www.sportextrem.ru/item_CatEye_Aksessuaryirashodniki.html Только их нет в наличии =)

Как кстати фара CatEye HL-EL300? Вроде мощно выглядит...

Автор:  Sergey1505 [ 09 сен 2008, 10:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Сам в работе не пробовал - видел только установленную на байке у кого-то, днем. Вообще знаю, что это модель 2002 года, одна из первых светодиодных фар вообще. Раньше за ней была настоящая охота, говорят, даже в Москву ездили. По нынешним меркам, электрическая схема слишком простая, то есть не очень-то оптимальная в плане расходования энергии батарей. Вроде бы уже снята с производства.

Пять светодиодов расположены в два ряда - три сверху, два снизу, что дает довольно широкий конус света. Если я правильно понял CatEye, то современная версия этой фары (то есть с такой же компоновкой диодов) - HL-EL220. Стоила в Мастере Спорта 760 руб., теперь уже нет, распродали. Через инет купить можно, есть в наличии, даже дешевле, но еще добавится 200-300 руб. доставки.

Автор:  noname [ 09 сен 2008, 11:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Вот у меня похоже как раз EL300. Выглядит мощно, это вы точно отметили... но толку не очень :) У меня Авторовская фара на 1вт светодиоде примерно так же светит, а размером намного компактнее (правда, она на мизинцах, а не на пальцах).

Автор:  gator [ 09 сен 2008, 19:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Мои две копейки: если есть деньги - заказывать на http://fenix-store.com или http://dealextreme.com, если нет, то мебельный галоген MR11 и свинцово-кислотный аккумулятор минимум на 4.5 А*ч - наше всё.

Автор:  ETher [ 09 сен 2008, 19:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Буду зимой с налобником + фарой ездить. Чего то галогенка КатАй за 450 рублей плохо светит :(
Вобще мне кажца лучше всего на сверхярких белых LED фонарь. Поскольку на вело-фары фонари явно завышены, а паять что-то самому не всегда хочется, есть выход.
ДЕШЕВЛЕ купить компатный фонарь с LED (налобник или ручной) и переоборудовать под крепление на руль. ИМХО. Стоить будет макс. рублей 600, а светить будет хорошо однако :)
Сам ездил год назад с налобником китайским на руле за 140 рублей с 15 светодиодами. Свет был ослепительный (я не преувеличиваю).

Автор:  illag [ 09 сен 2008, 21:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

1. Была раньше L300 - фигня, потом сигма галоген - свет неплохой, но мало хватает зарядки и ужасно "ломучие" крепления, сейчас 530 - по большому счёту лазерная указка, но долгоиграющая и относительно компактная. 2. Кто-нибудь пробовал в деле фениксы и иже с ними?

Автор:  Arvel [ 09 сен 2008, 23:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

mad_biker писал(а):
И вопросы к Руслану. Как запитываются диоды от драйвера тока? Каждый диод в отдельности или же группа соединённых параллельно? Как на нём задаётся выходной ток? Какой номинальный выходной ток? Бывают ли драйверы бОльшего размера (паять микроскопические ноги не хочется)? Какая вообще схема включения? Подаём + и -, снимаем массу (она же ноль) и фиксированный по току +?
Хочу немного модернизировать эту фару, потому как в нынешнем её состоянии она мне не нравится.

Объясняю на примере моей фары
DD1 - 16-и канальный светодиодный драйвер MBI1816GT документация
DA1 - линейный стабилизатор напряжения 5В - нужен для питания драйвера.
VD - светодиоды FYL-5013UWC/R

Светодиоды разбиты на 16 групп по 3 в каждой. Каждая группа подключается к своему каналу драйвера. Драйвер выполняет роль линейного стабилизатора тока. Величина тока задается регулировочным резистором R2. Номинальный ток светодиодов 20мА, я выставил 18мА (при помощи мультиметра). Номинальный ток светодиодов взял из документации на них. В HL-EL300 возможно стоят пираньи, у них может быть другой ток - уточни.

Принцип работы.
Драйвер ЛИНЕЙНЫЙ. Он понижает напряжение на каждом канале для обеспечения заданного тока.
Напряжение питания должно быть больше падения напряжения на группе светодиодов.
В моем случае:
Напряжение на диоде примерно 3,5В
Напряжение питания 12В
Количество светодиодов в группе - 3
3,5 + 3,5 + 3,5 = 10,5
Оставшиеся 1,5В расходуются в тепло. В данном случае КПД неплохой.

У этой микросхемы есть еще инверсный вход OE - разрешение работы. При помощи этого входа можно сделать ШИМ и понижать напряжение за счет скважности импульсов. Для этого нужен контроллер, который будет формировать импульсы.
У меня OE посажен на землю - разрешение работы всегда.

Линейные драйверы - это самый простой вариант.

Есть еще импульсные драйверы, которые могут и повышать и понижать напряжение. Но возни с ними намного больше - нужны катушки определенной индуктивности и добротности. Во многом от катушки будет зависеть КПД.

Схема прилагается:

Вложения:
Headlight_48LEDs.rar [19.05 КБ]
Скачиваний: 912

Автор:  Arvel [ 10 сен 2008, 00:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Фотографии:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  Arvel [ 10 сен 2008, 07:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Фара: галоген vs LED

Diesel писал(а):
Пиплы, подскажите, мобыть хто видел или имеет фонарь-налобник, но такой, который крепится на велошлем? ну там на липучку вматывается как бы в одно из вентиляционных отверстий кантрийного шлема или еще как-то... Если хто помнит, такой фонарь мелькал в том фильме "24Solo".

В фильме 24Solo мелькал Light & Motion, он там даже в титрах как спонсор есть.
Бывают газоразрядные и светодиодные. Продаются на чейне.
Ну вот, например http://www.chainreactioncycles.com/Mode ... elID=29550

Страница 1 из 5 Часовой пояс: UTC + 5 часов
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/