Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Походы 2001 год Южный Урал (Башкирия), май 2001. 1 кс
Действия с Документом

Южный Урал (Башкирия), май 2001. 1 кс

Юрий ЧерепановПоследнее изменение: 2009-02-26

Повествование о велопоходе 1 категории сложности по Южному Уралу (Башкирия). Апрель-май 2001

Теги: Южный Урал, Башкирия

28.04.01.

Вот я и в Магнитке. Время - 6 утра.

Еду к условленному месту - углу улиц Горького и Ломоносова, где расположен клуб велотуристов, откуда должна стартовать группа. Клуб закрыт, никого нет - ещё рано. На улице ждать холодно. Решил заехать к Косте Бобылеву, от него и позвонить. Кости дома не оказалось, но был его сын Роман, тоже велосипедист. Позвонил Володе Гершману. Тот сказал, что они подъедут к 9 часам и сразу стартуют.

Погостив у Романа и попив чаю, снова направляюсь в клуб. Время уже 9. Жду. Наконец, Володя появляется, с ним двое ребят лет 14. И это вся группа ?! Ведь ожидалось человек 10-15! Типичная ситуация, когда, отсевается большая часть. Володя говорит, что в Абзаково должны присоединиться ещё двое. У Володи есть брезентовая палатка, у меня - моя "полубочка" - достаточно.

Одного из парней зовут Алексей, другого - Артём. Алексей на горном велосипеде китайского производства, Артём - на простом "Урале". У обоих тряпичные баулы, которые вечно лезут в спицы.

Мы стартуем, отвариваемся в магазине и выезжаем на новую трассу Магнитогорск-Белорецк. Самая неприятная часть - в черте города и дороги разбитые, и движение самое интенсивное. Едем мимо садов, мимо цементного завода, и наконец, выезжаем из города. Сразу же дорога стала широкой и ровной, и машин стало поменьше.

Трасса построена совсем недавно и проходит не там, где старый тракт. Она идёт слева от ж/д, не пересекая её до самого Белорецка, и деревни Ниязгулово, Муракаево и др. остаются в стороне.

Едем парами - Артём и Алексей впереди, мы с Володей - сзади. Погода отличная, становится жарко.

Останавливаемся на обед в лесополосе около посёлка Смеловский. Пообедав, едем дальше.

Проезжаем указатель - мы в Башкирии. Вдали уже виднеются горы - хребет Круктытау. Вскоре развилка. Влево уходит дорога на озеро Банное через Ташбулатово. Значит, из Магнитогорска на Банное есть 2 асфальтированные дороги - здорово! Нам же ехать по правой.

Здесь мы встречаем нашего старого знакомого,- Юрия Ковшова на автомашине. Как сильно он изменился! От туризма, к сожалению, отошёл, как и многие другие.

Попрощавшись, продолжаем путь. Сразу начинается длинный и крутой подъём, затем спуск. Поначалу вокруг безлесые холмы, но постепенно появляется лес, а в районе Муракаево - первые сосны и лиственницы.

Переваливаем через Крыкты, его северную оконечность. Ещё более крутой подъём и спуск в долину Малого Кизила. Долина потрясающей красоты. Напротив - огромная отвесная скала, под которой проходит ж/д. Вдалеке видна деревня Муракаево. Места знакомые мне ещё с 90-го года... Мы же приближаемся к Новоабзаково, где известный горнолыжный курорт - наша сегодняшняя цель.

От небольшого пристанционного посёлка сворачиваем на турбазу, пересекаем бурный Кизил. Асфальтированная дорога ведет к горнолыжке. Вокруг понастроены коттеджи, даже вертолётная площадка есть! Переговорив с охраной, проезжаем через шлагбаум. По пути останавливаемся посмотреть местную достопримечательность - медведя в клетке. Прозвище - Барин. Настоящий гигант! С таким лучше не встречаться!

Дальше сворачиваем с асфальта на грязную колею, пересекаем ручей и выходим на поляну. Там стоит большая компания, в которой и двое наших новых попутчиков. Встретил ещё одного давнего знакомого - Сергея Митряева. Давно не виделись! Встает рядом. Знакомлюсь с новыми ребятами. Обоим лет по 15-16. Одного зовут Александр, он на горном велосипеде. Другого зовут Максим. Он на старом, не внушающем доверия, "Старте" ...без багажника! У него большой пеший рюкзак на спине. Как он намерен с ним ехать я не представляю!

29.04.01.

С утра выезжаем уже вшестером. Проезжаем деревню Абзаково. Вдалеке видны турбаза и полуразрушенные корпуса бывшего общежития горного института. В деревне достраивают деревянную мечеть, своеобразная архитектура...

Вокруг уже сплошной смешанный лес. Дорога становится хуже - давно не ремонтировалась. Первая поломка - у Максима раскрутились звёздочки на трещотке (стартовский вариант). Смотрим, оказывается там сорвана резьба! У и дела! Когда то и сам был таким, но куда смотрел руководитель,- непонятно!

После Абзаково начинается длинный подъём на перевал Уралтау. Володя идёт пешком на крутой части подъёма. Вот и вершина. В лесу ещё много снега. Передохнув, начинаем спуск. Я, как всегда, последний. У Артёма какая-то авария. Подъезжаю к нему. Боже мой! У него сломался ножной ураловский тормоз (другого у него не было). Артём, конечно, упал и травмировался, правда, не очень сильно - ссадины на руках, ногах и животе. Счастье, что не разбился совсем на крутом спуске и не попал под машину! Только я ничем не могу ему помочь. Еду вперед - предупредить остальных. Артём может идти только пешком. Спуск крутой, но дорога разбита, шибко не разгонишься. Вдалеке уже показался город Белорецк. Группа ждет внизу. Сообщаю о проишествии. Вскоре подошёл Артём. Володя оказывает ему мед. помощь, а мы все чиним его велосипед.

Вся задняя каретка разбита и разболтана. Кое-как доводим её до ума. Но сломан тормоз. Вся надежда на город, что там удастся найти такой же. А пока он может идти пешком.

Проезжаем ж/д мост, речку Укшук, одноимённый поселок и въезжаем в Белорецк.

Решено, что мы с Саней ищем в городе нужную запчасть, остальные ждут около поста ГАИ. Объезжаем весь город, но безуспешно. Все промтоварные магазины закрыты, универмаг тоже, городской базар также не дал результата. Возвращаемся ни с чем. Как всегда, выручил случай. Володя спросил у одного велосипедиста, и тот сказал, что может продать такой тормоз. Володя отправляется за ним, мы ждём. Вскоре он вернулся, тормоз приладили и мы поехали дальше.

Проезжаем мост через Белую, проезжаем промзону, мимо комбината, выезжаем на Уфимскую трассу. У Макса через каждые 100 метров срываются звёздочки, западает цепь. Да и спину он уже порядочно натёр своим рюкзаком! Далеко мы, пожалуй, уедем! Хоть бы дотянуть сегодня до Арского камня - по графику.

При выезде - большой подъём, затем поворот на ж/д вокзал, нам туда,- дорога проходит через привокзальный поселок. Заезжаем на вокзал, узнаём расписание. Единственная оставшаяся электричка на Магнитогорск в 14:50 местного времени уже уехала. Значит, только завтра. Перекусив, едем к Арскому камню.

Дорога пересекает ж/д и дальше идёт на юг. Дальнейший наш путь в этом направлении - до самого Баймака. Вокруг - поля, перемежаются сосновым и берёзовым лесом. Через 5 км - поворот на турбазу "Арский камень". Дорога сначала идёт среди поля, затем - прекрасный сосновый лес, но основательно загаженный. У свертка на пионерский лагерь, остановились.

Володя решил съездить на турбазу - там был его знакомый. Он и Саня отправились на разведку. Вернувшись, они сказали, что ни на турбазе, ни около, условий для стоянки нет. Решено вставать в сосновом лесу. Дров здесь море, рядом крутой обрывистый берег к р.Белой. Очень пригодился мой костровой тросик - у них ничего подобного не было. Пригодился также и мой противоугонный трос, он же - "пояс верности" ;-) Место очень людное, ходит много народа - рядом турбаза и деревня Сосновка. Так что вещи прячем как следует. После короткого совещания решено отправлять Максима домой на электричке. Саня едет с ним, так как отвечает за него перед его родителями. Поддавшись настроению, решает ехать домой и Артём. У него теперь, похоже, страх перед спусками, возможно даже на всю жизнь! Мы пытаемся отговорить его, но - бесполезно. Итак, трое выбывают, трое - остаются! Хорошо хоть Алексей не поддался. Я взялся проводить эту горе-компанию до станции и посадить на электричку. Володя и Алексей будут ждать меня здесь. Заодно и закуплю продукты. Получается - теряем чуть ли не весь день из-за этих оболтусов! Володя планировал днёвку на озере Талкас, но теперь об этом не может быть и речи - 4 числа он должен быть дома. Как бы совсем не сорвалось...

30.04.01.

Сегодня торопится некуда, можно поспать подольше. Перед обедом ходил фотографировал - виды великолепные - долина Белой. На востоке - хребет Уралтау, в котором выделяется вершина Арвякряз; на западе - Кракатау.

После обеда отправляемся на станцию. Я везу свой пустой баул - для продуктов и рюкзак Максима - он довольно тяжёлый. Сам он уже не в состоянии ехать с рюкзаком.

Электричка уже стоит. На вокзале сразу 2 группы водников, едут на Инзер. Помог загрузится своим и ...испытал невероятное облегчение - словно гора с плеч свалилась! В конце концов, что не делается - всё к лучшему. Да, водить подростков в категорийные походы - дело непростое! На привокзальном мини-рынке закупаю всё нужное, но хлеб есть только в магазине, закрытом на обед. Приходится ждать. Возвращаюсь только к 4 часам, Володя уже хотел меня искать.

Быстро собираемся. У Алексея поломка багажника. Вообще, это не багажник, а чёрт знает что! Те, кто его конструировал не имеют ни малейшего представления о велотуризме, да и вообще, похоже, ни о чем не имеют! Кое-как укрепляем его и наконец-то выезжаем.

Оказывается, положили ещё одну асфальтированную дорогу с Белорецка на Магнитогорск - через Аскарово. Похоже недалек тот день, когда слово "бездорожье" будет применимо для Башкирии только в прошедшем времени! Большая часть этой дороги совпадает с нашим путем.

Проезжаем деревни Сосновка, Рысакаево, Уткалёво. Пока вокруг поля, берёзовые перелески. Слева тянется Уралтау, хорошо видна остроконечная вершина Арвякряз, пожалуй, даже необычная для Урала. Справа, вдалеке, мощный массив Кракатау.

Перед Уткалёво отходит ещё одна асфальтированная дорога - на Серменёво. Можно напрямую ехать в Уфу. Здесь уже идёт смешанный лес. Пересекаем речку Рязь - отсюда особенно живописный вид.

В Хусаиново встретили группу коллег-велотуристов. Они тоже с Магнитки. Но какие же они грязные, буквально по уши! Они переваливали через Крыкты по лесной дороге, через хутор Салават. Когда-то я ездил по этой дороге, могу представить! В группе 5 человек, в т.ч. и две женщины. Все на "Уралах", только один на "Туристе" и у всех простые рюкзаки. Пожелав им доброго пути, едем дальше.

Перед Узянбашем - крутой длинный подъём. Проезжаем Узянбаш. Я был здесь в 92 году, когда асфальта не было и в помине. Пересекаем щебёночную дорогу на Узян, знакомую мне. Затем, крутой спуск.

Решаем вставать на ночевку на р.Кага. Встаём на границе районов. Далее - Абзелиловский район, центр которого - п.Аскарово. Мы встаём в сосняке. Недалеко ручей, но перед ним - болото.

01.05.01.

С утра - сильный холод. Кое-как встаю. Завтракаем, собираемся и едем дальше. Пересекаем р.Кага. Сразу идёт крутой подъём, затем спуск. У деревни Майгашта мы сворачиваем с асфальта на щебёночную дорогу. Сразу после деревни начинается крутой и затяжной подъём по серпантину. Мы снова переваливаем через Уралтау. Вот, наконец, и вершина! Во все стороны - необозримые леса. Спуск затяжной, но не сплошной,- как бы ступенями.

Деревня Ишкильдино - на границе леса. Место очень красивое - речка Куряк, приток Бол.Кизила, скальные выходы, холмы с редколесьем из берёзы, сосны и лиственницы - ландшафт очень характерный для Башкирии. Заезжаем в деревню - магазин закрыт. Народ уже празднует 1 мая! Надо было раньше думать - в Белорецке. Собственно, 0,5 л у Володи есть, но нужно и закуски купить. Из деревни выехали ...снова на трассу. Оказывается, мы зря свернули с асфальта на старый тракт. Эта же самая дорога, на Аскарово, идёт и дальше - через Бурангулово. Она не переваливает через Крыктытау, как мы подумали, а обходит его с юга. Дело в том, что наша карта - пятикилометровка - безнадёжно устарела. Шоссейные дороги строят здесь невиданными темпами! А на карте их нет.

При выезде у Алексея поломка - на шатуне, где крепится педаль сорвана резьба. Такая дрянная сталь! Что делать?! Помочь может только сварка. А где её найти? В километре от нас у деревни Сайткулово - асфальтовый завод. Еду туда на разведку - чем чёрт не шутит! Завод, конечно, пустует, но сторож есть, да ещё и трезвый!

- Сварка есть, подождите.

Мы подъезжаем.

- Только я не сварщик,- говорит он,- аппарат вам подключу, а вы уж сами!

Мы тоже не сварщики, но деваться некуда! Делаем массу из проволоки, я держу, Володя пытается варить. Сначала контакта нет, но после долгих усилий удаётся приварить педаль к шатуну. Топорно, даже криво, но главное - держится! Но это ещё не всё. В педали сильный люфт - нужно подтянуть конус. Однако нам не удаётся открутить гайку. Сторож, зовут его - Роман, пытается нам помочь, используя весь арсенал своей мастерской, но всё бесполезно - гайка словно прикипела! Пришлось так и оставить, положив побольше смазки - хоть бы не развалилась совсем!

Поговорили с Романом. Он из посёлка Красная Башкирия. Говорит, что возможно сделают асфальт и на Кирдасово, если выделят средства. Прощаемся, благодарим его и едем дальше.

Дорога, выйдя из лесов, идёт по долине Бол.Кизила - он слева. За ним тянется хребет Крыктытау, покрытый лиственным лесом. Справа - поля. В Утяганово снова едем к магазину и снова безуспешно. Перекусив на автобусной остановке, едем дальше. В Амангильдино нам наконец повезло - работал буфет в придорожной столовой. Ассортимент невелик, но мы купили всё что нужно. Проехали Казмашево и Рыскужино. Бросается в глаза ухоженность деревень (по всей Башкирии). Везде добротные дома, в основном, бревенчатые, практически нет брошенных или полуразвалившихся, даже заборы везде целые. Это резко отличает башкирские деревни от русских! Повсюду стада коров, овец, лошадей...

После Рыскужино - длинный, пологий подъём, затем спуск. Вокруг берёзовый лес. Здесь дорога поворачивает на восток - на Аскарово. Около посёлка Мельзавода - наш поворот на Кирдасово. Здесь окончание хребта Крыктытау, и тут же начинается Ирендык - очень длинный хребет, вдоль него нам ехать дальше, а затем и переваливать через него. Большой Кизил протекает в ущелье между ними - очень красивая долина. Дальше он уходит на юго-восток. Мы же едем по насыпанной дороге, вдоль берёзового леса. Изредка попадаются сосны и лиственницы. Проезжаем ферму, за ней - крутой подъём. У дороги - фанерный щит, на нём нарисован медведь и надпись: "Береги своего друга!" Это медведь то друг?! А сам то он хоть знает об этом? Не уверен...

Вот, наконец-то, и спуск к деревне Кирдасово. Сегодня мы планировали доехать аж до Тубинского, но теперь он этом нечего и думать - много времени потеряли на ремонт. За Кирдасово уже ищем место для стоянки. Нас обгоняют на мотоцикле трое подвыпивших молодцев и, сделав перед нами вираж, уезжают обратно. Володе это очень не нравится - как бы ночью не нагрянули незваные гости! Вдоль дороги много сосновых посадок. Ищем место поукромнее. Наконец, останавливаемся у ручья на границе районов - это уже стало традицией! После некоторых колебаний перешли сенокосную поляну и встаём на склоне холма на другой стороне дороги, в сосновых посадках. Я сходил к ручью, принес воды. Володя всё-таки встревожен. Он маскирует костёр ветками и настаивает чтобы поставили брезентовую палатку - её не так заметно. Я не возражаю, хотя мне это всё кажется излишним - вероятность, что кто-то нас здесь найдет - бесконечно мала. Но, лишняя осторожность не повредит! Вечером мы собирались отпраздновать, но Володя вдруг отказывается - очень устал. Мне вообще не нравится его состояние! Приходится "праздновать" одному - Алексей - несовершеннолетний.

02.05.01.

Итак, мы въехали на территорию Баймакского района, который нам предстоит пересечь, причём сегодня же. Справа от дороги - смешанный лес. Слева - поля, вдалеке - могучий Ирендык. После Билялово пересекаем Сакмару, дорога дальше идёт по её долине. Перед Нижнетагирово снова появился асфальт. Значит, остался незаасфальтированным участок ~ 30 км. Не удивлюсь, если в этом году и его доделают.

Вокруг - берёзовое редколесье, справа - гряда живописных холмов. Около Темясово снова пересекаем Сакмару - она уходит на юго-запад. У дороги - суперсовременная бензоколонка - будто в Европу попал!.. Далее наш путь - на Тубинский. Дорога идёт сначала по аллее сосновых посадок, затем - по открытой местности. Перед посёлком - длинный пологий спуск.

Поселок Тубинский - классический образец сонной провинциальной жизни. На центральной площади - мечеть. Мы, как всегда, совершаем рейд по магазинам. Некоторые - полупустые, напоминают сельпо советских времён. Но есть и коммерческие, более современные. Отовариваемся продуктами. В промтоварном - поразительно низкие цены.

Выезжаем к озеру Талкас - одной из главных целей нашего путешествия. Дорога снова насыпная, до южного берега озера. Едем среди безлесых холмов. Слева, совсем рядом, красавец Ирендык, видны его скальные вершины. Вскоре показывается и озеро. Оно оказывается гораздо красивее, чем я ожидал! Просто зауральская Рица! Озеро вытянулось с севера на юг. Восточный берег, у самого подножья Ирендыка,- лесистый. Кроме берёз, много и сосен. Дорога проходит вдоль западного, безлесого. На южном - деревушка Исяново, какой-то дом отдыха; видны коттеджи. Там дача президента республики, если верить местным.

Мы отдыхаем на берегу, обедаем, фотографируемся, любуемся красотой. Кроме нас - лишь только трое рыбаков, приехавших на машине. Я, конечно, искупался. Вода ледяная, долго в ней не пробудешь. Погода солнечная, но дует холодный ветер. Единственное, что портит впечатление - много мусора на берегу - не люди, а свиньи!.. Вот бы днёвку здесь провести! Но пора ехать.

От Исяново снова начался асфальт. Дорога идёт среди холмистой степи. Ветер попутный, мчимся быстро. Внезапно Володя останавливается - у него скрипит переднее колесо. Разбирает его, выясняется, что там мало смазки. Он протирает, смазывает, мы помогаем ему. Мчимся дальше. Пересекаем грунтовую дорогу на Сибай. Непонятно, в каком месте она переваливает через Ирендык. Должно быть, подъём там очень крутой. Вдали на горе уже показалась Баймакская телевышка. Слева - уже долина р.Таналык. Вокруг поля, местами - холмы. Характерная особенность - на вершинах холмов карликовые сосны. В тундре - полярная берёза, полярная ива, а тут - степная сосна!

Въезжаем в Баймак. Городишко захолустный, не имеющий железных дорог, состоит из частных домов, лишь в центре - несколько типовых пятиэтажек. По мосту пересекаем Таналык. Выше - большая каменная мечеть. Фотографируемся у памятника - грузовик ЗИС. У моста ГАИ - развилка. Правая дорога на Уфу и Оренбург. Наша - левая - на Сибай-Магнитогорск. Я был здесь в 90 году, помню всё смутно. Объездной дороги нет. Сразу же начинается подъём по серпантину - перевал через Ирендык. Движение не такое интенсивное, как я ожидал. Очень много автобусов сообщения Баймак - Сибай - каждые 10 минут! За подъёмом - длинный крутой спуск к реке Бол.Уртазым. Вокруг - безлесые горы, лишь в долине реки - лиственный лес. После деревушки Файзуллино - снова крутой подъём, несколько нудных километров по равнине и головокружительный спуск к Сибаю.

Останавливаемся у родника Счастья. Рядом - осиновый лесок, местность заболоченная. Володя планирует остановится в Сибае у одной бабуси - его родственницы.

Проезжаем поворот на Старый Сибай. Уже показались отвалы комбината. Въезжаем в город. Дороги на окраине разбитые. Бабуся живет в частных домах. Она была дома. Приняла нас поначалу гостеприимно: "Хорошо, что вас мало, а то в прошлом году целой толпой нагрянули!" Меня, почему-то, прозвала Артистом! Итак, ночёвка у нас в комфорте.

03.05.01.

Сегодня планируется посещение водопада Гадельша и Сибайского карьера. О водопаде я уже наслышан - чрезвычайно любопытно! Володя выяснил дорогу туда - ехать нужно через Старый Сибай до базы отдыха медеплавильного завода, водопад находится там.

Едем сначала через промзону по разбитым вдрызг дорогам. Перед Старым Сибаем с километр ужасной щебёнки. Поселок довольно крупный. Сразу за посёлком начинаются горы. Въезжаем в долину р.Карагайлы. Долина живописная. Горы вокруг безлесые, только в пойме реки лиственный лес. Видны скальные вершины, местами ещё не растаял снег. Слева остается пионерский лагерь. Сразу же очень крутой подъём. Хоть мы и налегке, но заезжаю я один... Затем спуск - уже в долину р.Худолаз. Здесь идёт сплошной берёзовый лес. В лесу цветет медуница, первоцвет; на открытых местах - горицвет и синие подснежники. Выше - вереск - цветение в самом разгаре... Проезжаем указатель "Зона отдыха",- уже недалеко. Показались сосновые посадки и мы подъехали к воротам базы. База пустовала, но сторож, конечно, был. Он любезно проводил нас через территорию базы, через "чёрные" ворота, объяснил дорогу: "Мимо сосновых посадок и в гору - дорога одна".

Сначала идёт автомобильная колея через сосновый лесок, тополиную рощу, выходит на поляну, там переходит в тропу. Здесь мы оставляем велосипеды и идём дальше пешком. Слева - мощным потоком - Худолаз; водопад находится в его верховьях. Дальше - каменное ущелье, тропа всё выше и выше по камням и через заросли... И вот каскад водопадов, чем выше - тем красивее и величественнее. Кто бы мог подумать, что есть такое на Урале, да ещё и в степной его части! Водный поток вырывается из скального ущелья... Конечно снимаем. Я полез купаться. Вода не такая уж и холодная - в жару просто приятно! Выше лезть опасно - скалы отвесные и скользкие. На самом верху - несколько сосен. Уникальное место...

Но пора возвращаться. Сторож провожает нас до ворот. Обратный путь всегда короче. Радиалка оказалась не маленькой - 25 км в один конец - гораздо больше, чем мы думали и времени ушло больше. Так что решено заночевать здесь ещё одну ночь, а завтра на поезде до Магнитогорска, он идёт утром. А пока едем посмотреть ещё один объект - Сибайский меднорудный карьер.

После Старого Сибая сворачиваем, мимо отвалов, по разбитой дороге подъезжаем к краю карьера. Это нечто! Гигантская воронка - свыше километра в диаметре и более 500 метров глубиной! Дна не видно. По спирали идёт дорога, по ней идут груженые самосвалы. Нас предупредили, что будут 2 взрыва. Первый вырвался наружу, оглушив нас и подняв фонтан пыли. Второй прогремел под землёй, как дальний гром.

Переполненные впечатлениями, возвращаемся. Володя говорит старушке о наших намерениях, но та вдруг становится твёрдой: "Я не собираюсь оставлять вас ещё на ночь! Ко мне завтра приедут, мне не до вас! Надумали ехать - так езжайте! Вы же мужики и нечего раскисать!" Вот так божий одуванчик!

Пробег в сотню км меня не страшит, но ведь время то уже 8-й час! Значит, в Магнитогорске мы будем в 1-2 часа ночи, в самом лучшем случае! Либо - ночевать в чистом поле. Делать нечего, собираемся в путь. И тут у Володи спускает заднее колесо,- совсем некстати! Он накачивает - спускает снова - камера порвалась около соска, нужно менять. У него, как и у меня, задняя резина - на 40, но запасных камер на 40, как назло, нет ни у него, ни у меня. Срочно едем с Алексеем в центр города. Магазинчик "Спорттовары" открыт, но нужных камер там не оказалось. Но тут опять помог случай - один велосипедист вызвался показать нам места на мини-рынках. Изрядно поколесив по городу, мы, наконец, нашли то, что нужно на одном из рынков. Словом, повторилась белорецкая история... Сибай - город очень чистый, ухоженный, дороги в центре идеально ровные.

В 8 часов вечера мы наконец стартуем. Едем мимо медеплавильного завода, проезжаем плотину; почти до самой границы - сады. Но вот показался пост ГАИ, указатель... и мы в Челябинской области! В Кизиле на дороге огромное стадо коров, встречающие их хозяева и автомобильная пробка. Осторожно проезжаем. Эх, заехать бы в Кизил, пофотографировать местные достопримечательности, а здесь их немало... Но нам, естественно, не до этого - времени вообще нет!

Нам везёт - ветер южный, попутный. Так что летим со скоростью 25-30. Небольшой ремонт у Володи, и дальше. Перед Янгельским всё-таки стемнело. Если на территории Кизильского района дорога была идеально ровная, то в Агаповском - всё вдрызг. В темноте по такой дороге - удовольствие ниже среднего! Встречные машины слепят фарами, но, к счастью, их не очень много. Место здесь абсолютно голое - нет даже лесополосы. Только высоковольтные ЛЭП. Слышно, как в них гудит ветер. Стало холодно. Наконец показалось зарево огней - проезжаем Наровчатку, въезжаем в Агаповку, пересекая Урал. Небольшая передышка, и последний рывок. Проезжаем мимо Агаповского комбината. Он также, как и мы, не спит! По подъездным путям ездят составы...

Но вот мы выехали на трассу Челябинск-Магнитогорск. Дорога замечательная, проходит в новом месте - вся промзона остается в стороне, левобережные жилые районы - тоже. Пологий подъём на холм и перед нами открылась чудесная панорама правобережной Магнитки - гигантское зарево огней. Зрелище незабываемое! Мы тут же воспряли духом, несмотря на усталость. Головокружительный спуск - выезжаем на новый мост - самый южный. Около моста - интересная стройка. Строят храм - огромный собор уже почти возведён.

Мы выезжаем на улицу Ленина в районе цирка. Последние километры - по ней. Несмотря на поздний час, по улице гоняют на дорогих иномарках. Им тоже не спится!.. Вот и улица Ломоносова и клуб, ставший вторым домом... Кольцо замкнулось! Трое самых упорных прошли маршрут! А сколько он добавил впечатлений, приятных воспоминаний... Только жаль, что всё кончается. Но хочется верить - этот поход - не последний!

© Юрий Черепанов, 2001