Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Походы 2001 год Средний Урал (по столбам "Европа-Азия"), июль 2001. 2 кс
Действия с Документом

Средний Урал ("Европа-Азия"), июль 2001. 2 кс

Юрий ЧерепановПоследнее изменение: 2010-07-02

Велопоход 2 категории сложности по Среднему Уралу по столбам "Европа-Азия" в июне-июле 2001

Теги: Европа-Азия, Средний Урал, Южный Урал

30.06.01.

Утром мы просыпаемся на вокзале города Качканара. Люди, спешащие на раннюю электричку - в основном садоводы, смотрят на нас с удивлением. Зрелище и вправду необычное - велосипеды, стоящие у стенки; сваленные в кучу вещи; баулы и шестеро туристов, лежащих на полу на ковриках и ...в спальниках! Как сказал Саня Васильев: "Я чувствовал себя словно в публичном доме!"

Мы встаём, быстро собираемся, выходим на улицу. Несмотря на солнечную погоду, довольно холодно. Перед стартом фотографируемся около стелы с названием города. Кроме меня и Дмитрия Козицына - наши магнитогорские друзья и коллеги:

Володя Гершман - наш руководитель, именно он - автор маршрута по столбам «Европа-Азия»;

Вадим Неговорин. ~ 40 лет. Очень увлечённый турист. На горном велосипеде "Merida";

Александр Васильев. ~ 50 лет. Самый старший в группе. Старый путешественник. На "Туристе";

Юрий Зонов. ~ 17 лет. Самый молодой участник. Один из воспитанников Володи Гершмана. Также на "Туристе".

Такая вот, несколько разношёрстная, компания.

Вокзал находится в стороне от города. Рядом промзона, внушительного вида завод - титано-ванадиевый комбинат, источающий чудный запах! Но жителям Магнитогорска и Челябинска к этому не привыкать!

Сначала поехали не в ту сторону - к садам. У водителя автобуса узнаём дорогу и разворачиваемся в сторону города. Небольшой подъём - и мы въезжаем в центр города на улицу Свердлова, около здания городской администрации. Володе нужно отметится на почтамте, но от ещё закрыт. Ждём. Пока ходим по магазинам, закупаем продукты. Городок очень чистый, ухоженный. Застроен пяти-, девяти- и двенадцатиэтажными домами и лишь на окраинах - деревянные бараки. К нам подъезжают велосипедист. Знакомимся. В маленьких городах люди более непосредственные! Зовут его Александр. Как мне показалось - его знают все в городе! Выясняем у него дорогу. Хвалёный атлас Свердловской области безбожно врёт! Некоторые дороги не указаны вообще, и наоборот,- указаны несуществующие! Например, дорога от Верхней Туры до Качканара на самом деле лишь ещё строится! Пока есть единственная асфальтированная дорога, связывающая Качканар с внешним миром - через Нижнюю Туру.

Александр вызвался проводить нас до выезда из города на Теплогорский тракт. Из города прекрасный вид на Нижневыйский пруд и гору Качканар 878 м. Едем мимо телецентра, по окраинной улице, мимо радиозавода, мимо садов..., асфальт кончился. Попрощавшись, едем по насыпной дороге. Вокруг, на сотни километров - глухая тайга - ель, пихта, берёза. Сосен нет, попадаются молодые кедры. Вскоре пересекаем строящуюся дорогу,- это, наверно, и есть та самая - от Верхней Туры. Вскоре уже становится жарко. Останавливаемся на обед у ручья. Пообедав, продолжаем путь.

На нашем пути - развилка. Прямо - на пионерский лагерь. Наша же, сворачивает налево и выглядит второстепенной. Она похуже - сильно размыта. Сразу начался длинный подъём, потом стал более пологим. Стали попадаться большие лужи. Грунт песчаный, слава богу, что не глина и не чернозём. Но в лужах всё-таки заносит! В дождь мы бы тут накувыркались! Мы должны быть уже в Пермской области, а самое бездорожье, как всегда, на границе!

Но вот мы вышли на тракт Медведка-Тёплая гора - более широкий и неезженый. И автомашины стали попадаться чаще, уже с пермским номером 59, а не свердловским 66. Между областями мало кто ездит.

Вскоре вершина перевала Уральского хребта. Мы на водоразделе. Здесь и должен быть первый наш столб. Но где же он? Расспрашиваем у автомобилистов - они ничего не знают. Решили поискать сами. В зарослях травы обнаружили бетонный фундамент и железное сооружение, лежащие рядом. Знак разрушен какими-то варварами! Единственный на территории Пермской области! По всей видимости, "потрудились" охотники за цветным металлом! Огорчённые неудачей, едем дальше.

Сразу начинается пологий спуск. Слева видна г.Колпаки 614 м. Володе что-то нездоровится. Он начинает выписывать зигзаги, засыпая на ходу. Я, как всегда, еду сзади, подстраховываю его. Но чуть-чуть не доехав до деревни Промысла, он останавливается и падет "Больше не могу!" Я хочу ему помочь, но он велит мне ехать вперед, предупредить остальных. Я подчиняюсь. Остальные уже у деревни. Володя вскоре подходит. У него полный упадок сил. Даём ему чай, сахар и отдохнуть на коврике. Вадим обозвал его "спящей красавице" - шутя, конечно.

Я пока осматриваюсь. Деревня Промысла совсем маленькая, но есть приличный магазин. Рядом строят новую дорогу, которая должна соединить Чусовой и Кушву. Это будет вторая приличная дорога между областями. Если не ошибаюсь - это часть великого проекта дороги Пермь-Чусовой-Кушва-Ивдель-Ханты-Мансийск-Нижневартовск-Томск. Когда её сделают, одному богу известно! Наш же дальнейший путь - на Тёплую гору, а оттуда - по ж/д насыпи на Азиатскую. По другому туда не проехать. К тому же следующий столб - на ней.

Когда Володя набирается сил, едем дальше. Спуск в долину р.Койва. За рекой, на склоне, показался посёлок Тёплая гора. Довольно крупный, городского типа. К ж/д станции - крутой подъём. Очень живописна долина Койвы. Вокруг горы, океан тайги. Отметившись на станции, едем по насыпи в сторону Кушвы. Саня Васильев, который забыл дома свою миску, умудрился выпросить в одном из домов фарфоровую тарелку, да ещё и бесплатно!

Ехать по насыпи - удовольствие ниже среднего! Далеко не везде она ровная, во многих местах размыта по форме шпал. Тряска просто страшная! Дорога однопутная и извилистая. Насыпь ровнее то справа, то слева, и приходится перетаскивать велосипеды чуть ли не через каждый километр! Конечно, такая езда выматывает, но другого пути у нас нет Хорошо ещё, поезда здесь ходят редко! Кстати, в день ходят 3 электрички сообщением Нижний Тагил-Чусовой. Доезжаем до ж/д моста через р.Койву. Здесь встаём на нашу первую стоянку.

Койва - таёжная река. Спуск к реке очень крутой. Приходится спускать велосипеды налегке и отдельно баулы... На другом берегу - рыбаки.

Ставим палатки в зарослях травы. Конечно, нас тут же атакуют комары. У меня максимальная защита от них - высокие ботинки, штаны внахлёст и ветровка. Незащищёнными остаются только лицо и кисти рук. Впрочем, комаров здесь не больше чем на Южном Урале. Но и не меньше! Пригодился и гвоздичный репеллент "Тайга",- на некоторое время помогает, и расход мизерный... Кругом заросли, не на чем натянуть тент для палатки, приходится просто накидывать его. С этой проблемой мы сталкиваемся и на многих следующих стоянках, от чего и намокли на одной из них. Но не будем забегать в повествовании вперёд... Негде было натянуть и костровой трос. Но нам повезло - на костровище рядом оказалась металлическая решётка - готовим на ней.

Так прошел первый день похода.

01.07.01.

С утра погода солнечная. После завтрака с удовольствием искупался в реке. Собравшись, выбираемся на насыпь. Из двух встречных электричек высадились группы водников - из Нижнего Тагила и из Ижевска. Мы же продолжаем путь. Предстоит сделать по насыпи ещё 25 км до станции Хребет Уральский. Проезжаем небольшую станцию Усть-Тискос. Идём в обычном интервале - 50 минут ходу, 10 минут - перекур. По-прежнему перебегаем то на правую сторону, то на левую.

Подъезжаем к станции Европейская. Следующий столб в ~ 4 км за ней. И тут произошла одна из удивительных встреч. Навстречу нам ехал пожилой мужчина на старом "Туристе" и с рюкзаком за плечами. Разговариваем, знакомимся. Зовут его Валерий Валентинович, он из Екатеринбурга. Приехал специально, чтобы повидать этот столб, ехал со стороны Азиатской, но каким-то образом проехал его! Мы фотографируемся на все наши фотоаппараты вместе, а Валерий Валентинович снимает нам на видеокамеру. Володя даёт ему интервью - мы попали в историю! Дальше едем вместе.

Столб, вернее 2 симметричных столба по обе стороны дороги, представляет собой довольно безвкусные металлические сооружения в духе конструктивизма 30-х годов, когда они и были возведены. Мы снова в Азии. Дальше дорога чуть заметно пошла на спуск. Рядом - исток Серебрянки, затерянный в болоте.

Вот, наконец, и станция Хребет Уральский. Мы опять в Свердловской области. Выясняем у местных дорогу на Азиатскую. Из объяснений этих людей, не очень трезвых, я так ничего и не понял. Одни говорят - направо от кладбища, другие - налево. При выезде я немного отстал и никто меня не поджидал. У кладбища действительно развилка. Куда же ехать? Поехал по левой, но вскоре понял, что ошибся. Возвращаюсь назад. Полнейший идиотизм! Пройдя немного, разглядел следы. Мне направо.

Наконец, догоняю своих и высказываю всё, что о них думаю!

Дорога дрянная, на каждом шагу лужи неизвестной глубины. Некоторые приходится обходить, продираясь через лес. Не грунт песчаный - на наше счастье. Выходим на дорогу - с Серебрянки, если верить карте. Стало получше! А вот и Азиатская, здесь уже асфальт! Итак, первый этап нами пройден - самый сложный.

Отовариваемся в магазине, потом провожаем Валерия Валентиновича на электричку. В поселке много пьяных представителей, как мужского пола, так и женского.

После Азиатской встаём на большой поляне у реки Туры - это самые её верховья. Здесь оборудованная стоянка - есть стол, костровая решетка - везет нам на них! За ужином "обмываем" наш первый этап. Екатеринбургская водка оказалась крепче пермской, купленной вчера в Тёплой горе. Дмитрий отказывается, Юрий - несовершеннолетний.

02.07.01.

Сегодня мы с Дмитрием - дежурные. Встаём в 6 часов. Ночью прошёл дождь и я порадовался, что накрыл дрова накидкой - очень предусмотрительно! Дмитрий сам предложил мне разделение труда - он готовит, я - занимаюсь костром, котлы моем по очереди. Я не возражаю, меня это вполне устраивает.

Позавтракав, выезжаем на дорогу. До Кушвы не больше 15 км по асфальту. Через час уже въезжаем в город. Мимо станции Кушва едем в центр. Город разделен одноимённой рекой на 2 части. Левобережная, которую мы проезжаем, состоит из старинных, в основном, деревянных, домиков, и лишь на окраинах - типовые пятиэтажки. Проезжаем красивейшую церковь - снимаем, конечно. Затем спускаемся вниз. Типичнейший горнозаводской городок. Внизу - живописный пруд. У плотины - старинный металлургический завод, ещё демидовских времён. Жители города ходят с одного берега на другой через ...территорию завода! По-видимому, это самый короткий путь. Мы следуем их примеру.

Правобережье - обычный современный район. Напоминает, например, район автозавода в Миассе. Ближе к заводу - старинные особняки. Останавливаемся на мини-рынке, затем - в универсаме. Едем к городскому музею, он оказывается закрыт. Жаль. Володя отмечается на почтамте. Потом выезжаем обратно. Здесь ещё во всю цветут тополя - у нас уже давно отцвели! Проезжаем мимо станции Горно-Благодатская к западной окраине города. Наш дальнейший путь -на Верхнюю Баранчу и далее - на Кедровку по старинному Серебрянскому тракту. Следующий столб - на нём.

На выезде нас накрыла гроза - пережидаем под накидками. Осматриваю своё заднее колесо. Уже начали вылетать спицы, появилась "восьмерка" - последствия езды по шпалам. Быстро устраняю.

Едем дальше. Вскоре - посёлок Верхняя Баранча. Место очень живописное. Рядом красивый пруд. Неподалеку - полуразрушенная церковь, радом с ней - палаточный городок. Из расспросов узнаём, что это верующие приехали восстанавливать храм. Можно только порадоваться!.. Мы с удовольствием купаемся в пруду. Посетив магазин, продолжаем путь.

Вскоре начинается длинный и крутой подъём - на Уральский хребет. На крутые подъёмы заезжаем только мы с Дмитрием, остальные идут пешком. Вот, наконец, и вершина перевала, а на ней - столб «Европа-Азия», но какой! Поставленный в 1868 году, по случаю проезда здесь великого князя. Чугунный, стилизованный под часовню... Смотрится здорово! Но, к сожалению, исписан местными дикарями. Кроме того, кто-то палил по нему дробью. Здесь, это, похоже, "в добрых традициях"! У Володи есть треножник, фотографируемся с него.

Далее - спуск к кедровке. Деревня уже видна. Слева - г.Кедровка 541 м. Крутой спуск до самой деревни. Первая травма - Володя упал на щебёнке. У него ссадины на руке. Он обрабатывает раны йодом. Мы тем временем выясняем дорогу на Синегорский. И вот, первая неожиданность. По словам местных, дороги этой НЕ СУЩЕСТВУЕТ! (Опять, вопреки показаниям атласа) Когда-то она была, но давно заросла, по ней уже много лет никто не ездит. Кроме того, там какой-то военный объект,- теперь и вовсе нечего туда соваться.

У нас 2 "аварийных" варианта - либо через Серебрянку, но это большой крюк; либо через Баранчу, но нужно возвращаться. В конце концов, выбрали второй вариант. А пока встаём на ночёвку.

Деревня старинная, полузаброшенная, теперь здесь мало кто живёт, но вторую жизнь ей дали дачники, имеющие авто...

Мы встаем в прекрасном еловом лесу на берегу небольшого пруда. Здесь протекает река Серебрянка - приток Чусовой. Когда-то здесь прошёл Ермак со своим отрядом... А теперь прошли и мы...

03.07.01.

Итак, с утра возвращаемся по той же дороге. Со стороны Кедровки подъём ещё круче. Не доезжая Верхней Баранчи - поворот направо, на лесовозную дорогу, в сторону Баранчинского. Едем по ней. Дорога вполне приличная - твёрдая насыпь. Погода ясная, солнечная. Вдалеке видны вершины г.Толстая 594 м и г.Болтун 544 м.

Сначала идёт пологий подъём, затем,- такой же пологий спуск. Вскоре мы выехали на перекрёсток дорог. Дорога, которую мы пересекаем - широкая, насыпная, идёт от Баранчинского до ...военного объекта, если верить местным. Прямо тоже идёт дорога, но похуже. Если бы она вела на Синегорский!.. Но это не известно.

Посовещавшись, решили всё-таки рискнуть. Однако через ~ 3 км стало ясно, что она никуда не ведёт, становясь, всё хуже. Но тут нам страшно повезло - мы встретили заготовителей, приехавших на УАЗе. Они поведали нам интересные вещи. Оказывается никакого военного объекта нет и в помине - всё это ерунда!. Дорога, которую мы пересекли, так называемая "Солдатская", выведет нас на Синегорский тракт - на этот раз атлас не обманывал. Впереди же, дорога - ужасная, идёт до поселка Дальний, но по ней трудно проехать даже на "Урале"! Но ещё более интересная информация - на "Солдатской" дороге тоже есть столб «Европа-Азия»! Здорово, ещё один столб, "внеплановый"! Километров через 10 будет охотничья база и там же - развилка. На базе можно расспросить дорогу у лесников.

Итак, поворачиваем назад, выезжаем на "Солдатскую" дорогу. Дмитрий отстал, у него какие-то неполадки. Ждём его. Оказывается, у него изношены звёздочки - большая и средняя ведущие и некоторые ведомые, так что число передач у него резко сократилось. Кроме того, у него рама искорёжена "винтом" - переднее и заднее колеса теперь в разных плоскостях, разъехавшись на 10 см! Как он ехал по насыпи - непонятно. Чтобы так "убить" горный велосипед нужно иметь незаурядные способности!

Выехав на дорогу, едем по ней на запад. Вскоре - подъём, но не такой большой, как на Серебрянском тракте. Вот и вершина перевала. На ней действительно есть столб. Красивый, сделан со вкусом, в восточном стиле. Также отлит из чугуна. Вполне достойный собрат предыдущего! Читаем надпись: "Отлит и установлен в 1986 году рабочими Барачинского литейно-механического завода". Приятный подарок нам! Самый молодой из всех столбов и один из самых интересных! К сожалению, тоже со следами дроби - местные "ворошиловские стрелки" и здесь отличились.

Разговорились с проезжавшим мотоциклистом, он подтвердил информацию относительно дорог.

Начинаем спуск. Чуть ниже перевала - прекрасный родник. Встаём возле него на обед. Новая неприятность - Володю укусил клещ. Чёрт, только этого нам не хватало!

После обеда продолжаем путь. Длинный, затяжной спуск, дорога постепенно поворачивает на юг. Развилка дорог. Расспрашиваем у водителя проезжающего грузовика - правая дорога - на Кедровку! Значит, всё-таки она существует. С этой стороны - вполне проезжая, а вот со стороны Кедровки? Это так и осталось для нас загадкой.

Дальше идут небольшие подъёмы и спуски. Пересекаем р.Кокуй - приток Серебрянки. Вот, наконец, и развилка, 3 дороги. Кордон направо, он совсем рядом, слышен лай собак. Саня едет туда - расспросить. Лесники, как он потом сказал, уже знали, кто мы такие и куда направляемся! Они подтвердили нам, что лучше ехать по левой дороге. Дорога прямо, ведёт туда же, но она значительно длиннее, делает большой крюк. Левая же срезает напрямую. Она более узкая, но вполне проезжая. Едем по ней. Лёгкий пологий подъём, дорога очень прямая - слегка заросшая насыпь, она больше всего напоминает бывшую узкоколейку. Всё это - лесовозные дороги. Вокруг - старые вырубки, преобладает лиственный лес, остались лишь молодые ели. На дороге свежие следы "Нивы", наверно той самой, которая нам встретилась. Ну что же, где прошла легковушка, там и мы пройдём!

Встаём у ручья. На дороге в этом месте - остатки гати. Палатки ставим на боковом свёртке дороги. Земля здесь как камень - шпильки для растяжек воткнуть невозможно. Не беда - можно либо привязать растяжки к деревьям, либо придавливать их увесистыми камнями, которых здесь в изобилии. Вадиму проще - у него каркасная палатка типа "Лотос". Перед сном немного прогулялись вперёд - дорога идёт так же прямо.

...Примечательно, что всё время были "белые" ночи!

04.07.01.

Продолжаем путь. Дальше дорога пошла на спуск. Местами попадаются лужи. Вскоре выходим на дорогу, с которой вчера свернули,- дальнюю. Вокруг - недавние вырубки. Ещё через несколько километров выезжаем на Синегорский тракт. Здесь идёт сплошная тайга из вековых елей. Впереди - страшный подъём. На Среднем Урале многие дороги переваливают не по привычному нам серпантину, а в лоб - напрямую! Перед самой горой - развилка. Новая дорога отходит в сторону, но мы, вопреки пословице, карабкаемся вверх. Заезжаю с большим трудом, на пределе. Очень большой уклон, к тому же дорога сильно размыта... Вот, наконец, и забрался. Какой отсюда вид! На западе - сплошное море тайги, посередине - прямая, как стрела, дорога. На востоке виден поселок Синегорский, а вдали - дымы Нижнего Тагила.

Спуск такой же крутой, как и подъём. Еду на всех тормозах.

Въезжаем в посёлок. Налетаем на магазины, отовариваемся, тут же и обедаем.

После посёлка снова крутой подъём, но не длинный. На вершине - очередной столб. Снова въезжаем в Азию. Ничего особенного - обычная стелла с советской символикой и каким-то лозунгом. После спуска - следующий подъём, так называемые Карасьи горы. Карасей не видать - всех перестреляли, наверно. Мимо нас проносятся лесовозы, поднимая страшную пыль. На длинном спуске нечто невообразимое - насыпь из огромных кусков шлака! Просто идиотизм! Мне этот спуск показался вечностью! У Вадима и у Юрия - прокол переднего колеса одновременно. Починившись, едем дальше.

Проезжаем сады и, наконец, выезжаем на асфальт. Это - объездная дорога, трасса Екатеренбург-Серов. Отсюда открывается вид на комбинат, испускающий красный дым. В Челябинске такого красного дыма нет, даже обидно!

Сворачиваем в город, едем к центру. Окраины довольно безобразны, хаотичны. Дороги же относительно ровные. Одна из улиц мощена ...брусчаткой. Проезжаем улицу Космонавтов, мост через р.Тагил, проспект Победы. Центр довольно симпатичный - дохрущёвская застройка, напоминает Магнитогорск. На улицах большое движение, едем осторожно. Но вот выезжаем на набережную, мимо цирка, по улице Ленина. Здесь уже здания дореволюционной застройки... А что это там дальше?! Да это - здание музея, а перед ним на пьедестале - он самый, паровоз моих однофамильцев Черепановых. Вернее, его копия, оригинал, к сожалению, не сохранился. Фотографируемся, конечно.

Вокруг много интересного. Тут и заводская техника демидовских времён, и образцы продукции современного завода, и старинные каменные строения. Рядом городской пруд, на набережной - парк. На другом берегу - старая часть, холм с колокольней на самом верху. Хожу, всё снимаю. Володя пошёл отмечаться. Дмитрий же поехал связаться через Интернет, узнать насчёт работы. Остальные ждут. Бегаем к киоскам, берём то чипсы, то пиво, то мороженое, то минеральную воду. На очередную просьбу продать эскимо "Моржик" продавец рассмеялся: "Вы уже все "Моржик" у нас скупили!" Да мы и сами уже как "моржики" - небритые, покрытые щетиной! Саня ворчит: "И чего было заезжать в город? Только время теряем! Что я, трамваев, автобусов не видел?!" А я не жалею - столько нового! Решаюсь посетить музей - когда ещё здесь буду! Экспозиция небольшая, но очень интересная - вся история Демидовых. Погода начинает портиться, накрапывает мелкий дождь. Возвращаются Володя и Дмитрий. И снова уезжают - к одному геологу, узнать дальнейшую дорогу...

Но вот, наконец, все в сборе. Выезжаем к юго-западной окраине. Проезжаем старинный завод - тоже музей. Жаль, нет времени всё осмотреть. Рядом - знаменитый собор Александра Невского. Фотографирую всё на ходу. Проезжаем новый район - довольно унылый. Делаем последние покупки. Удивительное дело, в магазинах нет водки! Как нам объяснили, местный ликёроводочный не работает, а закупать в других городах - боятся подделок! Ну и дела! С трудом находим то, что нудно в последнем магазине. Проезжаем окраину, частные дома, объездную дорогу, выезжаем на Висимский тракт. Машин сразу становится меньше. И тут произошла ещё одна удивительная встреча - навстречу нам ехал наш тагильский коллега Алексей Чайка! Правда, я знаю его только заочно. В далёком 89 году прошёл совместный поход по Среднему Уралу с группой В. Ланде. Алексей принимал активное участие. Расспрашиваю его про Евгения Мальчикова, с которым мы ходили в поход в 93 году. Оказывается, он тоже не отошёл от туризма - приятно слышать! Попрощавшись, продолжаем путь.

Местность вокруг стала меняться. Стали появляться сосны, пошёл смешанный лес - веселее после угрюмой темнохвойной тайги! Показался посёлок Черноисточинск - проезжаем его краем. Ищем место за посёлком. Сворачиваем к реке Канава. Действительно - Канава! Встаём в молодом сосняке. Рядом действующая узкоколейка - экзотика! Идёт на Висимо-Уткинск[?]. Сухих дров в лесу море, но палатку поставить - проблема. Сплошные бугры. Похоже, когда-то здесь трудились золотоискатели, нечто подобное я видел под Миассом. С трудом находим место для палаток. Земля опять твёрдая, снова используем стволы и камни для закрепления растяжек.

05.07.01.

Выезжаем на тракт. Вадим и Саня едут налегке - в посёлок за продуктами. Я составил им кампанию. Остальные ждут на автобусной остановке. Пока Вадим с Саней отовариваются, я поднимаюсь на возвышенность - холм, который приметил ещё вчера. На вершине - огромный обелиск, старинное кладбище, в самом центре поселка. Виды вокруг - просто чудные. Делаю панораму. Видел огромный черноисточинский пруд, за ним - хребет Весёлых гор, через который нам сегодня предстоит перевалить. Место неуловимо напоминает окрестности Тургояка и других озёр челябинской области. Возвращаемся, рассовываем всё по баулам. Сегодня нам нужно подняться на перевал на Висимском тракте - там следующий столб. Потом спускаемся обратно к пруду и сворачиваем на лесную дорогу, мимо пионерского лагеря. По этой дороге переваливаем Весёлые горы, оттуда пробиваемся на Галашкинский тракт, по нему - на Карпушиху. Первоначальный вариант - через Висим, Володя отверг.

Сразу после Черноисточинска кончился асфальт, пошла насыпь, но через ~ 2 км появился снова, потом опять пропал. Начался непрерывный 4-х километровый подъём. Сначала - крутой, затем - более пологий. На пологой части снова появился асфальт, уже до конца. Вокруг смешанный лес, местность точно такая же, как и в окрестностях Миасса. Вот и вершина перевала. Столб «Европа-Азия» на этот раз с космическим уклоном. На высокой стеле - земной шар и ракета, облетающая его и ...попавшая в "метеоритный поток", вернее, поток дроби. Фотографируемся. Отсюда хорошо виден хребет, г.Белая 715 м. Вскоре пошёл дождь - ливень, перешедший в затяжной. Рядом автобусная остановка, пережидаем там.

Дождь закончился, едем обратно - на спуск. Доезжаем до свёртка, сворачиваем и дальше - на юг.

Пруд совсем рядом, но за лесом его не видно. У Дмитрия опять неполадки со звёздочками. Володя помогает ему. Погода переменная, с запада идут тучи. Небольшие дожди сменяются просветами. Пересекаем речку, и сразу начинается длинный подъём на перевал. Пересекаем высоковольтку, она теперь слева. Подъём по серпантину всё круче, а дорога - всё каменистее. Временами видны скальные вершины. Вот, наконец, и перевал.

Справа, совсем рядом, г.Широкая 746 м.

Далее идет спуск. У дороги - гусеничный тягач, деревянный вагончик и караулящий их "лесовик". Больше мы на этой дороге людей не встречали. За спуском - очередной подъём. На вершине его - водораздел, мы снова в Европе. Здесь нас опять накрыл дождь. Пережидаем под накидками. Похоже, очередной циклон.

Встаём под горой Старик-Камень 755 м. Он слева, виден отчётливо. Это высшая вершина Среднего Урала. Будь ясная погода, можно было бы зайти на него. Дорога наша - лесовозная, оканчивается тупиком. Должен быть свёрток влево на Карпушиху. Но его нет. Отходит просека, но вскоре теряется в болоте.

Ставлю палатку на камнях, тент опять негде растянуть, накидываю его. Опять пошёл затяжной дождь. Костёр устроили между брёвен. Ищу дрова в лесу. Всё, конечно, сырое, но я всё-таки умудрился насобирать охапку сухих еловых веток, к удивлению остальных. Кирзовые ботинки же промокли, ничего не поделаешь!

Ужин готов. Решено есть в моей палатке, как в более вместительной. С ужасом замечаю, что она уже здорово промокла, так как тент вплотную прилегает к ней. Что-то надо придумать на будущее - стойки возить что ли? Впервые надеваю шерстяную одежду и ложусь, как всегда, с краю.

Состояние - полный "пофигизм"...

06.07.01.

Спальник за ночь промок. Впрочем, не у меня одного. Вылезаем из палатки. Дождь прошел, но пасмурно, лишь изредка проглядывает солнце. Готовить не на чем, выходи без завтрака.

Едем на спуск. Вскоре ещё одна просека. Разведываем - также никуда не ведёт. Далее дорога постепенно заворачивает на запад, где-то там - тупик. Влево - очередная просека. По карте Галашкинский тракт должен быть совсем близко ~ в 2 км. Решено, пробираемся к нему по просеке.

Сначала идёт заросшая колея, затем она вовсе теряется в мелкой поросли. Обрывистый спуск к реке. Это Шайтанка - приток Межевой Утки. Ноги всё-равно мокрые - терять нечего - переходим вброд. Дальше, ещё хуже,- то болото, то бурелом. Уже видна высоковольтная ЛЭП, слышны проезжающие машины. Ещё чуть-чуть, переходим заросшую просеку и выбираемся на тракт. Выливаю воду из башмаков, выжимаю носки, снимаю всё лишнее. Обнаружили ещё 2 клещей - у Дмитрия и у Сани.

Передохнув, едем по насыпной дороге. Сразу же подъём. Заезжаем на него. Проезжавший автомобилист расспросил нас - кто мы и откуда. Разговорились. Он из Новоуральска. Угостил нас яблоками. Сфотографировались на память.

Дальше - спуск. И тут произошло самое печальное событие за весь поход. Вадим слишком разогнался, на щебёнке его занесло, и он упал. Травмировал руку гораздо серьёзнее, чем Володя - рана глубокая. Кроме того - сильно ударился грудью. Тогда все надеялись, что это только ушиб... Вадим, конечно, в шоке. Обрабатываем рану перекисью водорода, даём ему чаю, сахар. Он в состоянии ехать. Потихоньку едем. Теперь ясно, что Карпушиха осталась в стороне, поворот на неё мы пропустили, но нам она, в сущности, не нужна. Едем прямо на Кировоград. Местность вокруг унылая - частично вырубленный лес, мелкая поросль. Проезжаем р.Сулем и снова подъём, очень длинный и нудный; дорога так же идёт прямо, в лоб.

Снова пересекаем водораздел - мы в Азии. Никакого знака здесь, конечно, нет.

А затем - длиннющий спуск в долину Тагила, местами крутой. Вдали уже показались трубы Кировограда и гора Ежовая 556 м. На ней - горнолыжная трасса и дача губернатора, если верить местным.

Пересекаем р.Тагил и наконец-то выходим на асфальтированную дорогу Кировоград-Карпушиха-Левиха.

Итак, закончены все сложные этапы маршрута. Далее - почти везде асфальт. К моему сожалению, в Невьянск заехать не удастся - не времени.

Вокруг - смешанный лес. Очень живописна долина Тагила справа.

Показался Кировоград. Ничем не примечательный городок в стороне от дороги. Ехать в город нет надобности, едем лишь к ближайшему ларьку на окраине, отвариваемся. Местные очень удивляются, узнав, откуда мы и куда. Не все даже знают, где это - Качканар - область большая!

Дальнейший наш путь - на Верхнее-Нейвинский. На окраине города - отвалы медеплавильного комбината. Вскоре развилка. Вправо - на Верхний Тагил, влево - на Нейво-Рудянку. Дороги замечательные, проложены среди прекрасного смешанного леса.

Въезжаем в Нейво-Рудянку. Очень крупный, старинный горнозаводской посёлок городского типа. Рядом пруд, за ним видны дома Новоуральска. В посёлке я опять потерял своих. Они свернули к магазину, я не заметил и проскочил мимо. Доехал аж до самого переезда. Проезжавшие на мотоцикле ребята сообщили мне об этом. Поблагодарив их, я возвращаюсь, вижу своих у магазина. Они рассыпаются в извинениях. В магазине большой ассортимент, в том числе и водки. Замечательно!..

За Нейво-Рудянкой встаём около ручья.

07.07.01.

С утра погода солнечная.

Продолжаем наш путь. И выезжаем на ...трассу Екатеринбург-Нижний Тагил. Мы же думали, что это прямая дорога на Верхнее-Нейвинский! Никаких указателей не было. Но ничего страшного, если не считать лишних километров. Трасса отличная, движение одностороннее. Встречная полоса - отдельно, и так - на всём протяжении. Мудрое решение! Позволяет избегать самых страшных аварий - лобовых столкновений.

Внезапно поломка. Самая крупная в походе. У Юрия Зонова суппорт зацепил за спицы и его вывернуло "винтом", при этом на раме разогнуло вилку крепления колеса. Спицу, к счастью, выбило всего одну. Саня, наш механик, принимается за ремонт, Володя и я помогаем ему. При помощи найденной трубы сгибаем вилку крепления. Суппорт кое-как "реанимировали", но он буквально "дышит на ладан"! Теперь лучше вообще не переключаться и не использовать крайнюю к колесу звёздочку. Пытаемся раскрутить трещотку (стартовская система), но бесполезно - словно прикипела! Что же, счастье, что выбило всего одну спицу. У Дмитрия тоже какие-то неполадки, похоже - опять с передачей. Наконец, ремонт окончен. В конце концов, едем.

Сворачиваем на Верхне-Нейвинский. Где-то, совсем рядом,- знаменитые скалы "Семь братьев". Как же мне хотелось там побывать! Но времени уже нет. Володя должен 10-го числа быть уже в Верхнем Уфалее. И вообще, всё его внимание сконцентрировано на столбах «Европа-Азия»!

Вскоре показался посёлок Верхнее-Нейвинский. Так же, как и Нейво-Рудянка,- городского типа, и так же - старинное горнозаводское селение, основанное в XVIII веке при железоделательном заводе на р.Нейва.

Место очень живописное - среди соснового леса, на берегу огромного пруда (а как же без него!) Посёлок отделён ж/д магистралью от Новоуральска - закрытого города, одного из уральских "ящиков". Он же - Свердловск-44. Сразу за ж/д станцией красивые многоэтажные дома за "колючим" забором.

Мы отовариваемся в магазинах. Володя в очередной раз отмечается на почте.

Проезжаем станцию. В 100 м от вокзала - КПП - центральные ворота города, а между ними - огромный мини-рынок. Очень удобно! Сделав последние покупки, едем вдоль ж/д на юг, в сторону Мурзинки. Сначала едем по насыпи вдоль забора.

У Юрия вновь поломка. На этот раз суппорт совсем сорвало - даже не сам переключатель, а "ухо" на раме, к которому он крепился. И выгнуло цепь. Теперь выход только один - переклёпывать цепь на одну передачу. Пока заняты ремонтом, я решил пойти искупаться в пруду, он совсем близко, только пути перейти. Дмитрий следует моему примеру. С удовольствием прыгаю с мостков. Вода холодная. Проплываю, сколько могу, потом - к берегу. Глубоко - в 5 м уже по горло. После пытаюсь хоть немного загореть на солнце. Но через 10 минут уже зовут - ремонт окончен.

Вскоре слева началась асфальтированная дорога, сходим на неё. Дорога идёт вдоль берега пруда до самой Мурзинки. Здесь пошла курортная зона - дома отдыха, базы. Напоминает озеро Кисегач, например. Пользуясь случаем, решаем сделать здесь хотя бы полуднёвку. Мысль удачная - и вещи посушить, пока позволяет погода, да и отдохнуть не мешало бы! А я уже чувствую накопившуюся усталость.

Заезжаем на одну из баз. Володя пошёл договариваться с начальством. Вернувшись, сказал, что нас могут поселить в одном из домиков до завтра за 30 р. с каждого. Все соглашаются, кроме Дмитрия. Но вставать лагерем за территорией базы, где совсем нет дров, никого не привлекает. У Володи, правда, есть примус, который бренчал и гремел всю дорогу, но нудно ещё у кого-то достать бензин! Итак, решено. В домике - комната на 6 коек, велосипеды - в отдельную комнату. Юрий прикатил тележку с дровами. Готовим на мангале для шашлыков. Сооружение весьма неудобное, но разводить костры здесь не разрешают...

Состояние - полная расслабленность. Большая и сложная часть маршрута пройдена. Мы не "матрасники", но вполне заслужили отдых на базе.

Быстро высушил спальник, палатку и прочее...

Меня решили командировать в Мурзинку, до неё всего 2 км, в магазин. Для разнообразия решил прогуляться пешком. В деревне - единственный магазин - закрыт. Возвращаюсь ни с чем. Но судьба сжалилась над нами. Рядом стояли какие-то коммерсанты (свердловчане, кажется), у них была в разгаре пирушка и они подарили бутылку "Истока" (!) путешественникам с Южного Урала. Живём!

Дмитрий перед ужином решил съездить на разведку. Дело в том, что, по рассказам, в окрестностях Новоуральска есть ещё один столб, под самой горой Висячий Камень 545 м, однако, сведения очень неопределённые. Вернувшись, он сообщает нам результаты: Ехать нужно через сады и все садоводы "в один голос" говорят, что столба больше нет. Он действительно был поставлен в 50-е годы, к нему ходило множество туристов, но недавно военные, охраняющие город, уничтожили его! Володя не удовлетворён этим объяснением и с утра решает ехать сам (?).

Вечером мы с Володей, Вадимом и Юрием решили прогуляться. За базой подсели к одной компании у костра. Познакомились - они из Новоуральска. Обмениваемся информацией. Рассказывают, что здесь проводится фестиваль бардовской песни - интересно! Попрощавшись, идём к дому отдыха. Время позднее, все заведения уже закрыты. Накрапывает мелкий дождь. Мы возвращаемся обратно.

08.07.01.

С утра мы с Дмитрием заступаем на дежурство. Ставлю котлы на наш дурацкий мангал, развожу. Дров очень мало, но добрые соседи и здесь выручили. Они навезли целую гору старых деревянных ящиков и разрешили брать нам сколько нужно. Дмитрий сготовил рисовую кашу с курагой, но все раскритиковали её, кроме меня. Конечно, на любителя.

Володя всё-таки собирается в свою разведку. Пытаемся отговорить его - бесполезно. Затея совершенно бессмысленная! Он уезжает, и тут же начинается дождь. Погода опять испортилась. Вещи уже почти собраны.

Пока делать нечего, решил вздремнуть, другие - тоже. Володя вернулся только к обеду - конечно безрезультатно.

Вскоре мы выезжаем - на Билимбай. Как только мы выехали опять зарядил дождь. И очень холодно! Надеваю дождевик, еду в нём. Проклятый капюшон съезжает на глаза, руки зябнут. Асфальт вдрызг разбит. Едем почти не останавливаясь. Проезжаем деревни Мурзинка, Тарасково. Местность изменилась - вокруг поля перемежаются смешанным лесом. У дороги заросли гигантской зонтичной травы - никогда такого не видел.

После Тарасково - подъём. На верху - следующий столб «Европа-Азия». Самый убогий и невзрачный из всех столбов! И тоже, конечно, исписанный. У Сани прокол, меняет камеру. Перекусываем, продолжаем путь.

Спуск. Проезжаем деревни Починок, Елани. Дождь перестал, но холодно. Перед Билимбаем снова пошёл сосновый лес.

Билимбай - большой посёлок городского типа, ж/д станция на Пермской линии. В магазинах - богатейший ассортимент, даже уходить не хочется!

Вадиму стало хуже - он не в состоянии продолжать путь. Позже выясняется, что у него перелом рёбер. Решено отправлять его на электричке в Екатеринбург, оттуда - либо на поезде, либо на попутке. Едем на вокзал. Электричка через час.

Пока мы с Дмитрием едем в посёлок - договориться о ночлеге в школе. Школа большая, городская. Сторожа нет. Узнаём, где живет директор. Поколесив по посёлку, находим дом. Директор - женщина лет 40,- сначала не хотела нас пускать: "Всяких пускать - возьмут да напакостят!" Но постепенно смягчилась: "Подходите через час, пока корову пригоню."

Едем к вокзалу. Кто-то должен сопровождать Вадима - хотя бы до Екатеринбурга. И тут Саня "пожертвовал" собой, решив проводить его до самого дома.

Итак, двое выбывают, и каких! Настроение, конечно, подавленное. Сажаем их на электричку и вчетвером едем к дому директора. Она проводила нас к школе, да ещё и подарила нам 3-х литровую банку молока!

Велосипеды оставляем на первом этаже, есть и спать - на втором, в кабинете английского языка. Там немного теплее. Пока идём в магазин за продуктами, Володя - за бензином. Примус всё-таки пригодился, здесь готовить больше не на чем. Я уже "подпитываюсь" - общественного питания явно не хватает! Дмитрий взял бальзам "Агидель", я - майонез, Юрий - "сникерс".

09.07.01.

Быстро завтракаем и собираемся. Дети, пришедшие на какие-то занятия, смотрят на нас с удивлением - как на инопланетян!

Выезжаем в сторону Первоуральска. Атмосфера в оставшейся группе крайне напряжённая - между Дмитрием и Володей нарастает конфликт, это уже чувствуется. Я же подавлен потерями и вообще уже устал морально. Погода пасмурная, но потеплее, чем вчера.

После Билимбая подъём, наверху указатель "Первоуральск". Спуск, и мы снова на окраине города. Обычный индустриальный город, застроенный 5- и 9-этажками. При въезде - красивая церковь новой постройки. Проезжаем трубопрокатный завод - главное предприятие города. Мост через реку - приток Чусовой. Дороги вдрызг разбиты, но нам не привыкать! Едем к центру. Володе, как всегда, нужен почтамт, Дмитрию - интернет. Едем по улице Ильича. Какого, интересно? Въезжаем в центр, на улицу Ватутина. Здесь и почта, и интернет, и мини-рынок. На этот раз ждали недолго. Едем в сторону вокзала. По одной из улиц проложены ...подъездные пути. Улицы разбитые и очень грязные. Заезжаем на базар, отовариваемся. Едем через промзону, выезжаем к вокзалу.

Следующий столб - на ж/д, у станции Вершина - 6-7 км в сторону Екатеринбурга. Опять едем по насыпи. Рядом асфальтированная дорога, выезжаем на неё, но она уходит в сторону. Пытаемся проехать по грунтовке мимо садов, но заходим в тупик. Приходится снова выходить на насыпь.

Вскоре показались станция и рядом столб. По форме напоминает столб в Уржумке, но гораздо грубее и невзрачнее. Следующий - на Екатеринбургском тракте.

Узнав у местных, пробираемся туда по грязной дороге, мимо садов, мимо кладбища, мимо свалки. Выезжаем на трассу у окраины Первоуральска. От него отходит свёрток - это и есть старый Екатеринбургский тракт, но по нему теперь мало кто ездит.

Столб - в километре. Этот - всем столбам столб! Отделанный мраморными плитами, окружённый чугунной оградой. Рядом - чугунная доска с информацией о нём. Единственный - не испоганенный, не исписанный, не обстрелянный!

Дмитрий начинает чистить свой велосипед от грязи, говорит, что это надолго. Между ним и Володей вспыхивает конфликт: "Зачем было лезть в эту грязь?! Можно было обойти по насыпи!" Это был лишь повод. Мы договариваемся - едем втроём до деревни Курганово, там он нас догонит.

В мрачном настроении едем дальше. Сначала - на восток, выезжаем на трассу Екатеринбург-Пермь. По ней едем на запад - до поворота на Ревду, там сворачиваем. Пересекаем Чусовую, ж/д мост. В город заезжать нет надобности, проезжаем его краем.

Выезжаем на новую отличную дорогу Ревда-Дегтярск-Курганово. На всём протяжении - сосновый лес. Не доезжая Дегтярска - очередной столб «Европа-Азия». Рядом проходит старый заброшенный тракт, можно мимо пройти и не заметить! На нём и столб - обычный, бетонный. И вообще не на месте установленный - никакого водораздела здесь нет, он намного восточнее! Итак, один знак оказался липовым!

Проезжаем Дегтярск. Ничем не примечательный шахтёрский городишко, длиииинный! Едем по объездной дороге.

У Юрия опять поломка - развалилась педаль. Каркас педали слетел с оси (?!). Прикрепить его нечем, кое-как примотали изолентой.

Продолжаем путь. В деревне Кунгурка - красивая церковь с позолоченными куполами. Выезжаем на трассу Екатеринбург-Полевской у деревни Курганово. На трассе должен быть столб «Европа-Азия» - последний на нашем пути. Снова пересекаем Чусовую; место - живописное. Вскоре, после деревни - столб (в сторону Екатеринбурга). Вопреки ожиданиям, этот оказался красивым и интересным. Отделан красным камнем и увенчанный чугунным шпилем. Но, к сожалению, тоже исписан современными варварами. Из всех увиденных нами столбов, 4-5 представляют собой ценность как произведения.

Возвращаемся к повороту. Вскоре подъезжает Дмитрий. Тоже едет к столбу. Налегке. Мы ждём его на автобусной остановке.

Рядом база отдыха. Ради интереса узнаем, есть ли там места. Говорят: "Есть, недорого - 180 р. в день с каждого." Спасибо, мы уж как-нибудь сами!

Дмитрий возвращается.

Едем дальше - на юг. Вокруг пошли поля. Ищем место для стоянки. Доезжаем до указателя города Полевской. Решено свернуть к пионерскому лагерю и вставать там. Сворачиваем влево. До лагеря - асфальтированная дорога ~ 2 км.

Встаём рядом с ним на берегу Чусовой. Вода в реке мутная, течение медленное. По соседству - рыбаки. К воде подойти трудно, глинистый обрыв.

Воду берём в лагере. Дров совсем нет - как Мамай прошёл! Володя готовит на примусе - бензин ещё остался. С большим трудом я насобирал в сосняке охапку хвороста. У берега - большая заваленная сосна - кому-то дурь девать было некуда!..

Сегодня мы проехали целых 4 столба - своего рода рекорд!

10.07.01.

С утра готовим все вместе - еду на примусе, чай на костре. Опять то и дело вспыхивают конфликты по любому ничтожному поводу. Господи, уж поскорее бы всё закончить! Сегодня вполне реально доехать до Верхнего Уфалея, там Володя должен дать телеграмму об окончании маршрута. Дмитрий уезжает из Уфалея либо на поезде, либо своим ходом,- ещё не решил.

Мы выезжаем на трассу и едем дальше. Погода солнечная, потеплело.

Проезжаем Полевской - последний город Свердловской области. Город состоит из двух разных частей. Посёлок Северский, куда мы въезжаем - современный район, застроенный 3-, 5- и 9-этажными домами. Старая часть, собственно Полевской,- в некотором отдалении на юге. Некоторые даже считают их разными городами! Как и в Первоуральске, все улицы разбиты. Как всегда, отовариваемся на мини-рынках. Проезжаем проходную трубопрокатного завода. Прямо на территории предприятия построили часовню, похожую на ёлочную игрушку. Сквозь решётчатый забор снимаем это чудо. Тут же выбежала охранница с проходной: "Снимать запрещено!" и обхамила нас от всей души. Наплевать!

Проезжаем мост через реку - приток Чусовой. Справа - нижний пруд, за ним видна г.Азов 589 м. Слева - старинный трубный завод - главное предприятие города. Сзади - холм с церковью наверху.

Вскоре развилка, но указателей нет. Едем направо - в старую часть. Она застроена, в основном, деревянными домиками дореволюционной постройки и лишь несколькими типовыми многоутажными домами. Справа - верхний пруд, ещё более живописный. Видна г.Берёзовая 609 м. Центр города на берегу пруда; видна ещё одна церковь. Мы всё-таки ошиблись - надо было сворачивать влево - на трассу. Из старой части на неё выезда нет.

С окраины срезаем по лесной дороге и выходим на трассу. Дорога отличная, построена недавно. Машин стало гораздо меньше. Вокруг замечательный сосновый лес.

Пересекаем ж/д и проезжаем деревню Полднёвую. Пошёл смешанный лес. Снова пересекаем едва заметный водораздел, мы в Азии. Уже считаем километры - 5, 4, 3, 2, 1,- и вот он - указатель, который так много для нас значит - "Челябинская область"!

Свыше 600 км пройдено. Прошли 10 столбов «Европа-Азия», 10 раз пересекали мы их границу, переваливая через главный хребет. Качканар уже кажется бесконечно далёким!

Едем по родной области. Дорога сразу стала хуже - просто разительный контраст! Проезжаем деревню Каменушка, затем - развилка. Левая дорога - на Снежинск. Нам направо. Большой спуск к озеру Иткуль. Останавливаемся на его берегу. Искупались. Вода холодая. Поймал здорового ужа, подержал в руках...

После Иткуля - длинный крутой подъём, асфальт появился здесь совсем недавно. Поворот на Черемшанку, здесь - участок насыпной дороги, по ней ездят БелАЗы с Черемшанского карьера. Несколько этих чудовищ проносятся мимо нас, подняв страшную пыль.

В Черемшанке снова асфальт. Проезжаем к переезду и вскоре - долгожданный указатель "Верхний Уфалей".

Маршрут пройден (официальная часть). Дмитрий поедет в Челябинск (всё-таки своим ходом). Мы же втроём едем до Миасса. Володя решил дать телеграмму завтра утром. Пока ищем место для стоянки. Здесь мы случайно встретили представителей местного радио на машине. Они приглашают нас с утра дать интервью. Студия находится в том же здании, где и городская администрация. На р.Уфалей вставать не советуют - вода загрязнена.

Встаём в сосновых посадках на окраине. Сухих дров здесь море, а тем нашли и оборудованный родник. Не стоянка, а мечта! Ещё бы комаров было поменьше!

В 12 часов Дмитрий покидает нас. "Он уехал прочь на газонокосилке, позади оставив сучки и опилки..." Смеялись потом всю дорогу. Наступила психологическая разрядка.

11.07.01.

Нас осталось трое. Едем на радио. Нас там еже ждут. Даём интервью прямо на улице. Говорит, в основном, Володя. Опять мы попали в историю...

Затем едем на почтамт и Володя даёт телеграмму.

Город прихорашивается к юбилею.

Отовариваемся на мини-рынке и в путь. Выезжаем на трусу в сторону Кыштыма. Дорога вполне приличная.

У Юрия опять прокол. Передняя покрышка очень тонкая, её проткнул ...острый камешек. Конечно, тонкая резина не для походов.

Перед Мауком головокружительный спуск. От Маука едем, естественно, по короткой насыпной дороге,- через Кузнечеху (точнее их 2 - Северная и Южная).

В Кыштыме заехали в центр. И здесь произошла ещё одна встреча - с большой группой велотуристов из Снежинска. Вёл её Юрий романов, мой давний знакомый по 90 году. Но теперь они все на крутых горных велосипедах. Обмениваемся адресами, фотографируемся.

Выезжаем в сторону Карабаша. Планировали встать на Рипусе, но пропустили поворот на него. Пошёл мелкий дождь. Проезжаем поворот на Увельды.

Встаём слева от дороги на небольшом озере Малый Агардяш. На другом берегу - дачи. Вода в озере пахнет тиной. В лесу полно земляники. Попадались ужи. Ночью опять пошёл дождь.

12.07.01.

Погода с утра улучшилась.

Проезжаем Карабаш с его чудными запахами, дымящий комбинат, "долину смерти". Ни один город на Урале не доведён до такого состояния!

В Новоандреевке налетаем на магазины. В Новотагилке снимаю всех на фоне долины.

И вот, наконец, Миасс. С Машгородка сворачиваем на Тургояк. На озере Инышк[о/и] встаём на последнюю нашу стоянку. Рядом целый склон вырубленного леса, здесь был пожар. Народу не очень много. Последний ужин,- водка, пиво и пельмени.

13.07.01.

Володя и Юрий планируют заехать на Уржумку - ещё один столб, потом едут своим ходом через Учалы. Я же заканчиваю здесь. Не все, к сожалению, дошли до финиша, но я до своего дошёл!

Напоследок заехали на пляж, искупались. Какие бы перемены не происходили в мире - Тургояк ещё долго будет радовать всех!

Предлагаю оставить баулы у моего знакомого Юрия Мальцева, живущего в своём доме на Динамо, чтобы им съездить на Уржумку налегке. Едем. Но Юрия, к сожалению, дома не оказалось. Обидно!

У плотины Поликарповского пруда заключительная сцена. Мы прощаемся, благодарим за всё друг друга. И разъезжаемся в разные стороны, чтобы когда-нибудь встретиться в будущем.

© Юрий Черепанов, 2001