Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Походы 2001 год Южный Урал, август 2001. 2 кс
Действия с Документом

Южный Урал, август 2001. 2 кс

Виктор ПетровПоследнее изменение: 2009-02-26

Технический отчёт о о спортивном велопоходе второй категории сложности по Южному Уралу, совершённом группой туристов Челябинского городского турклуба «Родонит» с 4 по 12 августа 2001 г.

Теги: Южный Урал

1. Сведения о маршруте

Вид туризма: велосипедный.
Категория сложности: вторая.
Маршрут: г.Миасс - п.Атлян - п.Ленинск - д.Октябрьское - д.Мулдакаево - -д.Тунгатарово - д.Сафарово - г.Учалы - д.Имангулово - д.Базаргулово - п.Уральск - д.Галиахмерово - д.Казаккулово - г.Белорецк - п.Серменево - д.Картали - д.Бердагулово - д.Реветь - д.Манышта - д.Ассы - д.Бриш - д.Искушта - д.Лемеза - г.Катав-Ивановск - д.Серпиевка - д.Аратское - д.Орловка - г.Усть-Катав - ст.Минка - ст.Вязовая.
Протяженность активной части: 506,5 км.
Продолжительность похода: 9 дней (4.08-12.08).

2. Состав группы

Ф.И.О. Фото Год рождения Обязанности в группе
Петров Виктор Анатольевич foto 1969 Руководитель, начпрод
Антоненков Эдуард Рависович foto 1965 Фотограф, медик, секретарь
Гулявцев Илья В. foto 1969 Завхоз
Пеньковский Валентин В. foto 1986 Реммастер

3. Описание прохождения маршрута по дням

1 день. 4 августа.
г.Миасс - п.Ленинск - р.Уй напротив д.Поляковка (82,5 км за 5 ч 59мин)

Выехали на электричке Челябинск-Златоуст в 5:20. В Миассе были в 7:30. Телеграф расположен рядом с 3-ей от вокзала остановкой троллейбуса.

Дорога до сворота с М5 на Ленинск - асфальт, холмы с уклонами 3-6% до 0,5 км протяженностью. После сворота начинается подъем по старой бетонке с оголенной арматурой (2,5 км), параллельно идет грунтовка, по которой в сухую погоду ехать даже лучше. В Ленинске, да и в других поселках и деревнях отметку в маршрутке поставить нереально - даже на почте сказали, что нет печати. Лучше сразу рассчитывать на ж/д станции (с кассой), города и автозаправочные станции (надо взять чек с названием населенного пункта и поставить штамп с номером АЗС).

На участке Ленинск-Старобалбуково (40 км) каменистые и насыпные дороги, небольшие участки грунтовки (Октябрьский-Мулдашево), где в дождь проезд будет затруднен. Местность по-прежнему холмистая, уклоны 3-6% до 1 км, иногда короткие участки до 10%.

Хорошие места для ночевок есть в районе п.Октябрьский, на оз.Аушкуль, на левом берегу р.Уй напротив д.Поляковка. Вода в речках и озерах не очень чистая, ее лучше фильтровать (у нас был Aquafor бактерицидный) или набирать питьевую воду в деревнях. После перевала через Уралтау вода в реках, как правило, чистая.

2 день. 5 августа.
р.Уй напротив д.Поляковка - Учалы - Ишкиново (75,7 км за 5 ч 2 мин)

Через 3 км от места ночевки в Тунгатарово выехали на дорогу Каримово-Учалы. Дорога полностью асфальтирована, уклоны 3-6% длиной до 0,7 км. В районе Старомуйнаково она идет западнее ж/д ветки, не пересекая ее, как показано на устаревших картах (в том числе и в региональном атласе "Республика Башкортостан" 1999г.). До Учалов набор высоты от места ночевки составил 160 м. Отметку в маршрутке сделали на ст.Учалы в кассе. Чтобы не ехать через промзону, объехали г.Олатау с западной стороны. Поворот на Имангулово - сразу за автовокзалом на юго-запад в гору. До конца подъема (2 км, до 8%) асфальт, потом грейдер. Имангулово объезжаем с севера. Уклоны небольшие, дорога идет вдоль невысокого, но живописного хребта, отделяющего нас от р.Урал, крутой подъем всего один - после моста через р.Канды-Булак в Расулево. После Базаргулово выехали на асфальтированную трассу Учалы-Белорецк. На участке Учалы-Казаккулово машин немного.

Окружающая территория достаточно плотно заселена и освоена. Ночевки возможны на р.Шартымка перед д.Ильинка, на оз.Ургун в 2-3 км от ст.Учалы, на р.Канды-Булак перед д.Базаргулово. Мы решили проехать за Базаргулово, планируя встать на р.Урал, но вдоль р.Урал идут только кусты, и найти место для стоянки проблематично. В результате всали на притоке, протекающем через д.Ишкиново. Вода грязная, хорошо, что есть фильтр.

3 день. 6 августа
д.Ишкиново - д.Казаккулово - пер.Уралтау (54,8 км за 3 ч 19 мин)

До Казаккулово насчитали 3 крутых (~9%) подъема по 500 м длиной и один некрутой (3-5%) длиной 2 км. Продукты можно купить в Уральске, в деревнях обычно один магазин, и тот закрыт - все на покосе.

Перед мостом через р.Миндяк за д.Казаккулово - родник и беседка со столом и скамьями. Очень вовремя для нас - начался ливень, и мы устроили обед.

Подъем на перевал через Уралтау с восточной стороны состоит из трех ступеней длиной 5, 4 и 5,5 км. Первая ступень пологая (до 6%), затем короткий спуск. Вторая ступень самая крутая (~12% 2,5 км подряд). Метров 500 прошли даже пешком, чтобы не перегрузить связки. Вообще, чередование способов передвижения на крутых подъемах помогает, т.к. задействованы разные группы мышц, поэтому после пешеходного "перерыва" ехать намного легче. После подъема очень крутой спуск (~12%), сразу за ним такой же крутой подъем - это начало третьей ступени, потом подъем выполаживается (3-10%).

Спуск тоже можно разделить на 3 части: 1,7 км, 4 км и 1 км. Наиболее крутая - 2-я часть: ~12%. Раскатывает до 60 км/ч, если не притормаживать. Дорога хорошая, без ям и крутых поворотов. Движение оживленное.

Решили встать после первой ступени спуска. Здесь у заброшенной шашлычной есть родник, вытекающий из трубы под дорогой. За лесополосой на обочине есть удобные места для стоянки. Кроме этого можно ночевать на р.Миндяк на участке Малоказаккулово-Казаккулово, после второй части спуска на притоке р.Укшук.

4 день. 7 августа.
пер.Уралтау - г.Белорецк - п.Серменево - п.Бердагулово (82,5 км за 5 ч 58 мин)

За полчаса спустились в Белорецк. Продукты лучше закупать на рынке. Здесь можно купить все. Цены выше, чем в Челябинске на ~10-20%, кроме молока, круп и колбасы. Обед в кафе рядом с рынком дорогой и несытный. Велозапчасти для импортных велосипедов не продаются.

Дорога на Серменево асфальтированная. Движение оживленное. По обе стороны от дороги красивые хребты и вершины. Сразу за чертой города - длинный подъем (2,5 км до 6%). Потом больших перепадов высот нет до подъема после р.Яндык. Отсюда начинаются затяжные подъемы (до 10%) и крутые спуски (см. высотный профиль). На интервале 12 км три подъема с набором высоты по 100 м. После моста через р.Б.Инзер начинается подъем на перевал через хр.Юша: длина 11 км, набор высоты 240 м, крутизна до 10%. Потом спуск 6 км до 12% крутизной к р.Багарышта. Далее до р.М.Инзер пологий спуск.

У отворота на д.Картали начинается заповедник. Сворачивать с дороги на Инзер-Уфу не везде можно. Встать на ночлег можно после Серменево на любой речке (вода чистая, есть дрова и место), если не заезжать под запрещающий знак. Так, например, после автомобильного моста через р.М.Инзер перед Бердагулово направо сворот запрещен, а налево нет.

Нашли удобное место за ж/д мостом на левом берегу. Правда, пришлось перебираться через реку по ж/д мосту, но ведь у нас дневка завтра.

6 день. 9 августа.
п.Бердагулово - п.Ассы - приток р.Искушта (72,5 км за 6 ч 16 мин)

От Бердагулово начинается длинный подъем (7 км, 3-8%) - дорога огибает г.М.Ямантау с севера. Места очень живописные. Спуск к п.Реветь крутой (до 12%) и длинный (почти 10 км). Асфальт хороший, разносит до 55 км/ч.

За п.Реветь после небольшого подъема опять спуск до моста через р.М.Инзер. Перед мостом поворачиваем на грейдер направо (указатель Н-Тюльма). Движение практически отсутствует. После деревни Кумбино крутой подъем и крутой спуск (до 12%) по каменистой дороге. На развилке за спуском едем прямо (налево - Новохасаново), проезжаем Сафаркулово, Манышту. Через 2 км от Манышты налево уходит перегороженная двумя стволами грунтовая дорога к ж/д мосту через р.Инзер. Автомобильного моста, как и дороги к нему, показанной в региональном атласе, нет. Через ж/д мост следует переходить по одному, чтобы успеть дойти до кармана (их 3) в случае появления поезда. На противоположном берегу грунтовка продолжается. По ней доехали до п.Александровка (ст.Ниж.Тюльма). Переезжаем ж/д и попадаем на грейдер Инзер-Ассы. Сразу от станции начинается крутой (12-15%, 1,8 км) подъем на хр.Бол.Арка (набор высоты 270 м). Дорога идет по вершинам этого хребта до заброшенного склада с вышками. После него начинается крутой (12-15%) спуск серпантином в Ассы (перепад высот 290 м). Перед спуском следует проверить тормоза, т.к. встречаются крупные для велосипеда камни и крутые повороты. Переезжаем на пр. берег р.Инзер. Дорога к д.Бриш уходит вдоль р.Инзер. Вскоре после ее притока поворот направо в гору (2,5 км, до 15%). Переваливаем еще один хребтик (190 м набор высоты, потом 120 м вниз) до д.Бриш. Спуск 2,5 км, до 10%. Переезжаем по мосту через р.Бриш. Дорога к д.Искушта уходит вдоль правого (орографически) притока р.Бриш. Опять крутой и длинный подъем: 3 км, до 10%, 190 м набор высоты. Дорога идет по вершинам холмов. Воды нет до начала спуска к Искуште.

Ночевать можно на р.Инзер, р.Бриш выше д.Бриш, на притоке р.Искушта.

7 день. 10 августа.
приток р.Искушта - д.Лемеза - р.Нила (49,1 км за 3 ч 43 мин)

Новая насыпная дорога заканчивается в д.Искушта. Не доезжая р.Кусагазы, поворачиваем направо. Мост через р.Искушта (400 м от поворота) еще недостроен, переезжаем реку вброд ( глубина 0,2-0,3 м, ширина 6 м). Далее идет подсыпанная грунтовка, участками каменистая. Перевалив четыре пологих холма между притоками р.Лемеза, дорога переходит на ее правый берег. Через 7 км вновь мост, дорога выходит на лесовозку в 1 км от д.Лемеза. Погода испортилась, начались кратковременные ливневые дожди. Несмотря на это, дорога вполне проезжая, грязь не налипает большими комьями. Проехав по самой окраине деревни, переезжаем по мосту через р.Лемеза. После моста надо ехать прямо (подъем 3-5% 2 км) до выезда на дорогу Бедярыш - К-Ивановск, вправо уйдет лесовозка. Участок д.Лемеза-р.Сула проезжаем с частыми остановками, пережидая сильные дожди. Спуски и подъемы пологие (3-5%). От моста через р.Сула начинается асфальт.

Ночевать можно на любой речке на протяжении всего сегодняшнего участка пути. Можно еще ближе подъехать к Катав-Ивановску: за 2 км до въезда в черту города есть ручей и сосновый лес с обеих сторон дороги.

8 день. 11 августа.
р.Нила - д.Серпиевка - Усть-Катав - 2 км до Вязовой (84,8 км за 5 ч 54 мин)

После моста через р.Нила длинный подъем: 1,5 км, 6%, 170 м набор высоты. Спуск пологий до Катав-Ивановска. Крутой, но короткий спуск в самом городе к р.Катав. Река остается справа. После АЗС поворачиваем налево. Вскоре очередной длинный подъем: 2 км, до 5%, 160 м набор высоты. Спуск такой же первые 2 км, потом пологий еще 4 км. От Карауловки до п.Гавань ровный с плавным понижением участок среди полей. Далее на протяжение 20 км местность сильно пересеченная - все время подъемы-спуски крутизной 5-10% до 1 км. Очень красива долина р.Сим. С дороги Аратское - Орловка виден хр.Зигальга с г.Б.Шолом. На трассе мы были в 18:44. Погода отличная, сил еще много, решили проехать Усть-Катав сегодня.

В Усть-Катаве очень крутой (12%, 1 км) спуск к пруду. Следует тормозить, т.к. дорога узкая, повороты на 90 градусов. Стоит ограничение скорости 40 км/ч. На ж/д вокзале пережидаем грозу. Лучше не объезжать пути, а пройти по подземному переходу через вокзал, затем повернуть налево вдоль путей, а вскоре 2 раза направо на 90 градусов - и в гору (2,5 км, до 6%, набор высоты 150 м). Вскоре после выезда из города асфальт переходит в насыпную дорогу. В районе свалки много ям. Спуск к ст.Минка крутой (до 10%, 1 км, -100 м высоты). После спуска проблема - нет показанной в региональном атласе дороги на Вязовую. Попробовали свернуть налево, поднялись до верха холма и поняли, что это дорога в д.Минка, а это большой крюк. Вернулись обратно, заехали на ст. Минка. Местные сказали, что дорога за мостом через ручей, если ехать к ж/д путям, но она очень грязная и лучше ехать прямо вдоль путей. Так мы и сделали. Насыпь вдоль путей из мелкой щебенки, плотно слежавшаяся. Есть место, чтобы отойти в сторону, когда проходит поезд. Правда, много битого стекла и часто попадаются препятствия в виде запасных рельс, положенных на шпалы. Тем не менее скорость передвижения 10-15 км/ч. Вдоль р.Юрюзань - покосы, полевая дорога.

Ночевать можно на участке р.Симбаш - Аратское на любой речке, на р.Катав в районе д.Орловка или моста на трассе М5, а также на участке ст.Минка-ст.Вязовая на р.Юрюзань.

9 день. 12 августа.
2 км до Вязовой - ст.Вязовая (2 км за 12 мин)

Вдоль путей доехали до ст.Вязовая. Утром поезда идут намного чаще, чем вечером. Электричка Кропачево - Челябинск проходит через Вязовую в 16:58 местного времени. Можно ехать раньше с пересадкой в Златоусте: есть еще 2 электрички Кропачево-Златоуст. Также есть ночной пригородный поезд Кропачево - Челябинск.

© Виктор Петров, 2001