Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Походы 2002 год Кавказ 2002 Кавказ 2002. Часть 2
Действия с Документом

Кавказ 2002. Часть 2

Виктор ПетровПоследнее изменение: 2010-07-02

Отчет о велопоходе по Кавказу. Сентябрь-октябрь 2002

Теги: Кавказ

Часть 1  |  Часть 2 |  Часть 3  |  Фотогалерея

День 8 (25.09)
п.Джингирик - Теберда - Домбай. Ночуем на чердаке

Теберда оз.Каралёль
Фото 32. Теберда оз.Каралёль
Управляющий заповедника
Фото 33. Управляющий заповедника
Лебеди
Фото 34. Лебеди
Домбай. Обзор
Фото 36. Домбай. Обзор
Домбай. Кафе
Фото 37. Домбай. Кафе

Кофе на завтрак у нас сегодня весьма интересный. Почти что ложка стоит. А как все вышло. Спрашивает меня Игорь, сколько сыпать молотого кофе, потому как раньше в походах он не готовил такого. Ну и говорю ему: "Четыре ложки" - рассчитывая, что еще с собой во фляги возьмем. Так в его 4 ложки поместилось 2/3 стограммовой пачки! Из оставшейся трети я потом еще 2 раза кофе сварил :)

Итак, едем в Домбай, и еще погулять по окрестностям хочется. Поэтому, да еще после столь наваристого кофе ребята сели и погнали. Дорога хорошая - асфальт, хоть и все время в гору, но не круто. Тяжеловато с утра. Я привык так: с утра полегоньку раскатываешься, потом побыстрее, делая привалы через 40 минут. А ребята едут, как едется, и столько, сколько можется без отдыха. Поскольку я завхоз и мне отдали на откуп объявление привалов и перекусов, пользуюсь этим, пытаясь внести некую упорядоченность в нашу гонку.

Горы по сторонам долины становятся все выше, но нет времени разглядывать красоты и доставать фотоаппарат. Вверх, вниз, левый поворот, правый поворот, переключаюсь на 3-6, нет, переборщил, обратно на 2-6, так, вроде нормально. Отстаю, надо поднажать, ставлю на максимум - не хватает. Крутить надо быстрее, да не могу. Так, в гору поехали, переключатель только и щелкает: 3-6, 3-5, 2-5, 2-4, 2-3, 1-3. Работаем! Раз-два, раз-два! Понемногу догоняю Иваныча. Кончается подъем, снова щелкаю переключателем к максимуму. 10 минут прошло, 20, 30... Силы на исходе, пора бы передохнуть. Еще потерпеть надо немного. 40 минут - все, можно привал сделать. Но Игорь впереди, не докричишься. Ну что ж, из последних сил еду догонять, а никак не догоняется. Когда ж он остановится? Вот уже 50 минут прошло, час. Все, если не остановится в ближайшие 5 минут, я не выдержу. Что это? Не верю своим глазам - остановился Игорь. Выдавливаю из себя: "Перекус". А в голове крутится вопрос: долго ли я смогу еще в таком темпе ехать. Не хватает скорости моему велосипеду, все-таки 6 звездочек сзади мало. Ладно, надо это крепко запомнить, чтобы в будущем учесть, когда буду покупать новый велосипед. Иваныч чувствует, что я иду сегодня на пределе, советует, как лучше переключаться и крутить педали в перед началом спуска, чтобы не отставать на этом этапе, ведь в гору же нормально. Я ему в ответ - да ведь я уже итак на максимальной передаче, а ноги быстрее не крутятся. Он удивленно смотрит на мой велик: "Да, не хватает ему звезд". Ему хорошо - целых 9 сзади против моих шести. Следующую ходку Иваныч с Игорем уже не ломятся безоглядно, стараются не отрываться на спусках. А мне неловко чувствовать себя тормозом, да ничего не поделаешь. Хотя, если разобраться, ведь у нас не велогонка. Мы же еще и посмотреть природу сюда приехали. А какая тут природа, когда все мысли не о том совершенно. Средняя скорость стала пониже на 2-3 км/ч всего, а уже совсем по другому себя чувствуешь, и есть желание по сторонам посмотреть.

Еще одна ходка, 40 км позади, и мы уже в Теберде. На выезде находится чудное озерко Каракёль [фото 32]. Уже наступила золотая осень - зеленые, желтые, красные листья на ветках, на воде, на тропинках. Всем сразу захотелось здесь остановиться. Пока Игорь готовил обед, мы с Иванычем залезли в прохладненькую воду поплавать. Хорошо освежились, потом загорали. Видимо, мы пробудили интерес у местных жителей и отдыхающих. Сначала подошел хозяин ресторанчика, потом тренер по горным лыжам. Разговорились, Иваныч все узнает о том, где можно разместиться с группой детей, у него в планах - привезти сюда своих подопечных. Насоветовали нам обратиться в дирекцию заповедника за пропуском, так как мы попадаем в заповедник в районе перевала Алибек. Как потом выяснилось, никто этот пропуск и не спрашивает там. Нашли и провожатого-добровольца из местных пацанов. Ему интересно было посмотреть наши велики, да мы еще прокатиться чуть-чуть дали, он и вызвался показать нам, где что у них находится.

Директор заповедника сказал, что въезд в заповедник запрещён. Иваныч достал маршрутку, на которой стоит штамп, что мы участвуем в чемпионате России по спортивному туризму, показал письмо ТССР с просьбой к местным административным органам о содействии, удостоверение мастера спорта - не помогает, уперся директор. Потом "смилостивился" и велел заплатить деньги в кассу по 50 рублей в сутки с каждого. В поисках кассы зашли к старшему лесничему Алексею фон Боку. Он сказал, что надо было сразу к нему идти за пропуском, обошлось бы без лишних волнений и денег. Сам он турист-горник, подсказал, как опознать перевал Алибек, как лучше к нему подойти. И что Мухинский перевал, который значился у нас в запасном варианте, сейчас редко посещается, тропы зарастают ежевикой, и с велосипедом трудно пройти. Рассказал о своей работе, планах - через пару недель едет в Гималаи покорять массив 6900 м. Хорошо поговорили, сразу чувствуется родная туристская душа. Сфотографировались на память [фото 33], обменялись адресами и расстались добрыми знакомыми. Наш проводник дождался нас и повел смотреть вольеры питомника диких животных на территории конторы заповедника. Видели кабанов, оленей, волков, лис, грифа, сипа. С удовольствием понаблюдали за изящными движениями лебедей [фото 34]. Но пора ехать, и так разговоры с директором отняли много времени. Наш юный Дерсу Узала за пределы Теберды не ездил, поэтому попрощались с ним, пожелав ему вырасти и стать известным путешественником.

Местность за Тебердой изменилась - долина стала уже, поля вокруг дороги уступили место лесу, подъем стал ощутимым. По лесу веселее ехать - виды все время меняются, нет длинных и скучных участков ровной прямой дороги. С другой стороны, нет и обзора, лишь иногда в просветах деревьев замечаешь кусочек живописной реки или нависшие над долиной крутые скалистые вершины, разглядеть которые можно только высоко задрав голову. И вдруг - о чудо! - после очередного поворота впереди предстал во всей красе устремленный в небо белый остроконечный пик - Зуб Софруджу [фото 35]. Всю усталость как рукой сняло. Поехал уже своим темпом, не жалея времени на созерцание сказочных гор. Такого я еще не видел. Домбай превзошел все мои ожидания.

На реке Гоначхир делаем привал, Иваныч идет узнавать, какие услуги предлагает одноименный туристко-спортивный комплекс. Можно полетать на параплане, например, но все это недешево, можно догадаться :)

Перед самым Домбаем постояли на обзорной площадке [фото 36], сразу за ней очень крутой подъем с полкилометра. Еле тянем на самой низкой передаче, и тут навстречу проносятся бегуны, а потом велоспортсмены на шоссейниках просвистели как пули. Я бы тоже так хотел, но вместо этого пришлось даже пешочком пройти самый крутой участок.

Домбай. Зуб Софруджу
Фото 35. Домбай. Зуб Софруджу

И вот долгожданный Домбай - туристский и горнолыжно-альпинистский центр. Удивила его застройка без всякого плана - кафешки, кафешки: [фото 37]. Творения рук человеческих явно проигрывают природе. Есть несколько многоэтажных гостиниц, но, в основном, 1-2 этажные домики с громкими вывесками «Жемчужина», «Горная форель» и т.п. Вдоль улицы-дороги продают вязаные из шерсти изделия: шапки, носки, свитера, варежки. Это традиционные местные промыслы. Я купил носки - подарю как сувенир с Кавказа, Иваныч свитер взял. Еще тут можно купить бурки и папахи. Потом посидели в кафе «У Зули», поели хычыны с сыром. Это лепешки такие, сыр добавляют прямо в тесто, а к лепешкам подают оригинальный соус с огурцами, чесноком, майонезом и еще чем-то. Посетителей в конце сентября немного, женщины, работающие в кафе уже настроились заканчивать работу, и у них было время и желание поговорить с необычными гостями. Узнали, как им тут живется, они на расспросили о походе, о жизни на Урале. Повздыхали: "Здорово! Сколько всего видите, а мы тут сидим, ничего больше и не знаем." В последние годы Домбай быстро возрождает свою былую славу, а раньше люди боялись сюда ехать - неспокойно было на границе с Абхазией, а до нее всего 5 км напрямую. Хотя все было нормально в самом Домбае и его ближайших окрестностях. Много народу зимой - катаются на горных лыжах. В марте-апреле перерыв, в это время постоянно сходят снежные лавины, и в горы ходить опасно. Летом много альпинистов и туристов-горников. Есть много плановых экскурсий к озерам, на ледники, к вершинам и водопадам. Чтобы посмотреть хотя бы часть всего окружающего великолепия, надо минимум неделю. Когда-нибудь обязательно сюда приеду! Напоследок нас угостили айраном от доброты душевной. Чем-то мы приглянулись этим женщинам. Они же подсказали как найти кафе «Золотой мустанг», которое рекламировалось как пункт проката горных велосипедов. Кафе расположено рядом с многоэтажной гостиницей «Горные вершины», на фасаде которой находится памятная доска Юрия Визбора. К сожалению, хозяин - Хаджи - должен был приехать только вечером. Он страстный любитель лошадей (название кафе чего стоит!), а велосипеды пока для рекламы. Запчастей никаких нет, а обслуживает велосипеды приезжающий механик. Техника низкого класса. Прокат стоит 150 рублей в час!

Пока ждали Хаджи, я занялся приготовлением ужина. Рядом со мной в стойле боязливо переминались маленькая пони с совсем маленьким жеребенком - забавные (это и есть золотые мустанги? :) Пока готовил, стемнело, очень кстати оказался прожектор на улице. Как раз приехал хозяин, Иваныч пошел налаживать контакты, и вскоре нам отвели столик в кафе, и мы там расположились со своими котелками! :) Игорь сегодня в ударе - навернул за себя и за Иваныча, а на привале в дороге просил перекус, который я закурковал на завтрашний день: все-таки на перевал пойдем, не то, что по асфальту ехать, совсем другие энергозатраты. Игорь меня не понял, ему сегодня есть хотелось, и вот подвернулся случай наесться вдоволь, так как Иваныч от своей порции отказался, ему хычына хватило, да и похудеть на 5 кг запланировано у него в нашем походе :)

Хаджи рассказал о своих планах: хочет построить конюшню, организовать конные маршруты, которые должны стать очень популярными, а сейчас достраивает кафе-гостинницу. Предложил нам переночевать на недостроенном чердаке. А еще посоветовал обратиться за информацией в МЧС в Домбае к его приятелю Алику Семёнову. Его мы не нашли, но имя послужило нам паролем для расположения к себе других МЧС-ников за перевалом Алибек. Иваныч предложил выйти пораньше завтра, чтобы успеть пройти перевал.

Подниматься на чердак надо было по импровизированной лестнице, ступеньками служили неприколоченные даже досочки - тот еще экстрим подниматься с велосипедом по ненадежным шевелящимся под ногами ступенькам, высотой чуть ли не в полметра каждая. Зато вечером был электрический свет! Все уже улеглись спать, а я лежал на спальнике рядом с лампой-переноской и записывал свои впечатления в дневник. И обстановка романтичная способствовала: полумрак, свежий ночной ветер легко пробирался через многочисленные щели недостроенного чердака, пузырил полиэтиленовую пленку, прикрывавшую выход на будущий балкончик, внизу, в кафе едва слышно играла музыка. А я заново переживал яркие моменты восьми прошедших дней путешествия... Маловато слов и умения описать то, что пережили. Как передать словами свою эйфорию, замирание духа, ощущение простоты жизни и полной свободы, как все это объяснить человеку, который такого не испытал? Я бы мог еще долго сочинять, но сон быстро сморил, как я ни крепился.

Проехали всего 66,4 км, как-то незаметно набрали 650 м высоты.

День 9 (26.09)
Домбай - верховья р.Алибечка

Ледник Алибек
Фото 38. Ледник Алибек
Седло пер.Алибек
Фото 39. Седло пер.Алибек

Запиликал будильник, а я дежурный - пришлось вставать. Темно и холодно на улице, все спят. Продрал глаза, оделся, пошел готовить. А спускаться надо опять по шатающимся досочкам, а у меня бе руки заняты: котлы, поварежки, примус, бензин, продукты - целая куча всего. Иду и гадаю: упаду - не упаду, донесу все - не донесу? Вот бы грохоту было, если б что выпало из рук. Спускался спиной вперед, так надежнее. И как мы тут вчера с великами забрались? Фу, пронесло! Последняя ступенька.

Пошуметь все же пришлось, пока наливал воду в котлы. В утренней тишине этот звук производил впечатление как от низвергающегося водопада. Кто-то зашевелился в строительном вагончике рядом, пробормотав что-то спросонья. А я заодно умылся, смотрю, сколько времени натикало: и не верю своим глазам. Еще 5 утра нет!! Вот это да. Похоже, Иваныч на часок ошибся, когда ставил будильник. Но не ложиться же теперь спать снова! Тем более свет есть во дворе и наверху. Начал растапливать примус, а у самого руки-ноги трясутся от холода. Сделал несколько энергичных упражнений, помахал конечностями в разные стороны. Забавно бы было со стороны на себя посмотреть :) Примус аж трижды пришлось прогреть снаружи, сжигая по пробочке бензина. Наконец, разжегся. Поставил котел на примус, стало веселее, но все равно холод пробирает. Резво залетел наверх собирать вещи, а вскоре и ребят разбудил. Подъем в 5:30 утра - это точно рекорд. Не мне ж одному страдать из-за раннего будильника :) Вышли в 7 утра, еще солнце не взошло. Иваныч решил меня на сегодняшний день назначить руководителем. "Повезло" - день-то самый сложный по ориентированию, выбору пути для прохождения с велосипедом. Но это и интересно, вызов самолюбию - справлюсь ли с такой задачей?

Сразу от гостиницы «Горные вершины» разбитая и мокрая грунтовка идет круто вверх к альплагерю «Алибек». За час добрались, причем больше ехали. Альплагерь действует, сегодня заезжает аж 70 человек, как нам сказал инструктор. Расспросили его о дороге на перевал. Он описал немножко не так, как главный лесничий Алексей. Что ж, будем разбираться на месте. Дорога постепенно превращается в тропу. На ней, на полянах вокруг вылезло целое море цветов. Прямо из укатанной и утоптанной земли на дороге пробились тонкие стебельки. Надо же, как бывает! Жаль, не знаю названия. Цветы белого, иногда фиолетового и нежно-желтого цвета, большие, на стебельке без листьев. Целые поляны цветов! На очередной поляне открылся вид на ледник Алибек и гору Эрцог [фото 38]. А впереди - г.Сулахат, о которой сложена красивая легенда. Переводится как "спящая женщина". Эта женщина легла, перегородив долину на пути холодных ветров и спасла тем самым своего любимого. И действительно, в очертаниях горы можно увидеть голову, женскую грудь, живот со сложенными на нем руками... Рядом с головой должен быть наш перевал.

Налево ушла тропа к водопаду, шум которого далеко разносится по долине. Недолго поколебались на развилке, где вправо ушла колея дороги, идущей вверх по полянам вдоль горнолыжного подъемника. Летом он не работает, тросы лежат на земле. Мы продолжаем идти прямо вперед, руководствуясь словами инструктора и лесничего. И зря, как потом оказалось. Есть другой путь, не такой красивый, может быть, зато с велосипедами проще бы было подниматься, наверное. Это мы потом почитали описание спуска волгоградцев с Алибека. У нас опять первопрохождение перевала со стороны Домбая, волгоградцы прошли его первыми в обратном направлении. Вскоре после развилки дорога кончилась, пришлось лезть по каменистой тропе вдоль крутого склона. Для пешеходников тропа вполне проходима. Идет то вверх, то вниз, часто между больших камней. Но с велосипедом идти по ней - это мучение. Приходится перетаскивать его через все эти огромные каменюки, потому что между ними его не провести. Не гнется велосипед, наверное потому, что железный!

А вот и место, описанное Алексеем: "речка разливается на много проток, и везде там мостики, мосточки" - и руками так живо показывает. "А переходить не надо, хоть и основная тропа туда ведет, она на ледник Алибек". А инструктор сегодняшний сказал, что надо перейти и подняться по тропе до хижины, от которой отходит тропа на перевал Алибек. Что ж, надо делать разведку. Думая, что быстро дойду до хижины, объявил привал, а сам налегке двинулся по основной тропе. Пешком по ней относительно просто идти, но я представил, как будем тут с велосипедом пробираться среди валунов - очень непросто. А тропа вскоре стала поворачивать к леднику Алибек и в сторону от направления на наш перевал. Еще прошел немного - нет, идет в сторону. Что же делать? Все же надо найти хижину, не зря ведь инструктор этот путь посоветовал. Минут через 10 едва заметил в лесу в стороне от тропы какое-то строение. Подхожу и... с удивлением обнаруживаю заброшенный двухэтажный оштукатуренный и внешне еще приличный дом на небольшой поляне. Солнце редко добирается сюда, вокруг лесные дебри. Никого вокруг. Двери открыты, рядом с домом груды мусора: банки, тряпки, битое стекло... Вот так "хижина", если это вообще она. Смотрится дом здесь совершенно неуместно, и непонятно, как он здесь очутился. Любая машина встанет еще в двух километрах внизу, а для вертолета нет ровной площадки. Будто волшебник исполнил чей-то каприз, бросив избушку сверху. А может ее так и притащили на вертолете целиком?

Принялся искать путь к перевалу. Одну слабенькую тропинку проверил - идет метров 100 и теряется на склоне в густом подлеске. Вернулся, проверил другую - та же история. Так можно долго ходить, а я уже сильно задерживаюсь. И уйти, не солоно хлебавши, не хочется. Ну допрем мы сюда с грузом, а дальше? По лесу не пройти. И что тогда, обратно? Нет, надо найти эту тропу, проверить, можно ли вообще с великом по ней пробраться. Что ж, если есть тропа, то идя вокруг дома, я должен ее пересечь. А чтобы не отвлекаться на быстро теряющиеся тропки, коих порядочно натоптали около "хижины", идти надо на порядочном удалении от нее. Так и сделал, отойдя метров на 100 к началу крутого подъема. Ходить по крутому склону, заросшему деревьями и кустами, еще то удовольствие. Пришла запоздалая мысль: "а что, если я здесь не один?" Ведь в такой чащобе, да еще заповедной (!), вполне могут жить звери какие-нибудь. Лес вдруг наполнился подозрительными шорохами, вспомнилась давнишняя встреча с медведицей на Урале. И то, как я убегал от неё. Но там люди близко были, а здесь далеко. И вообще, что я тут посреди леса один делаю? Непорядок. Пора возвращаться. И пошел я ломиться по кратчайшему пути к месту нашего привала. Благо, что вниз. Где бегом, где проскальзывая по траве, хватаясь за ветки кустов, спотыкаясь о камни, спрятанные в густой траве. Далеко же я ушел, сколько спускаюсь, а все нет и нет ни реки, ни той тропы, по которой я поднимался. Не мог же я заблудиться, уж в этом я абсолютно уверен! И правда, буквально вываливаюсь на знакомое место вблизи места привала. Да, немного просчитался я с разведкой. Надо было отнестись со всей серьезностью к этому делу, всех задействовать. А я постеснялся отправить мужиков на разведку других вариантов, чтоб не подумали, что выбрал себе полегче задачу. Теперь вот придется еще время тратить.

Меня уже заждались. Рассказал, что видел, что так и не нашел понятной тропы на перевал. Пошли с Игорем проверить дорогу, рекомендованную лесничим. Сначала она вполне видима, но вскоре потерялась в высокой траве. На противоположном берегу реки крутой склон без всяких следов тропы. А на нашем берегу густые заросли лопухов и каких-то колючек, скрывающие протоки реки, камни. И налегке-то трудно пройти. Нет смысла сюда соваться. Для очистки совести проверяю пару мест, где вроде бы кто-то прошел. Нет, видимо, звери.

Вернулись, стали думу думать, куда же теперь идти? Игорь настаивал вернуться к предыдущей развилке на дорогу, идущую вдоль горнолыжного подъемника. Но это 40 минут таскания по камням и вниз, а потом придется опять вверх. И неизвестно, лучше ли там подниматься. Я ведь сверху уже просматривал специально тот путь. Там тоже лес и крутой склон. Про эту тропу хоть рассказали - ходят, значит. А там? Кто его знает... Мало ли, что на карте тропа обозначена. Сколько раз уже встречал несуществующие в реальности или давно заброшенные дороги, обозначенные тем не менее на картах. Иваныч поддержал мое предложение пойти к хижине и вместе поискать тропу. Потеряли, однако, час драгоценного светлого времени.

Интересно было бы заснять на видеокамеру наши лазания и посмотреть потом за чаем, посмеяться. Но сейчас совсем не до смеха. Проталкиваю велосипед меж двух глыб, протискиваюсь сам следом с рюкзаком, но велик мешает, некуда ногу поставить, не на спицы же. Распираюсь плечами между камней, забрасываю переднее колесо на следующий камень, чуть проталкиваю велик. Уф, освободил место для себя. Теперь заднее колесо. Держу одной рукой велосипед за багажник, второй цепляюсь за выступы, подтягиваюсь, забираюсь на валун. Педали все время цепляются за камни, кусты, мои ноги. Там уже куча ссадин, скоро будет сплошной синяк. Медленно, но верно продвигаемся вперед-вверх. Вот и хижина!

- Привал!!! - радостно объявляю всем. Осмотрели дом. Слышал, что здесь Визбор написал "Домбайский вальс". Иваныч уже второй день подряд учит слова этой песни :)

...Нас провожает с тобой
Гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой
Марево дальних дорог...

Втроем разошлись по разным тропинкам и быстро нашли довольно хорошо набитую тропу в нужном направлении! Как же я мимо прошел? А, вот в чем дело! Она некоторое время идет среди камней. Когда идешь по ней и знаешь, что она должна идти вот в этом направлении, ее видно. А я пересек ее и воспринял это место как простое нагромождение камней. Не всегда срабатывает правило выхода на линейный ориентир - этот ориентир должен быть хорошо заметен. Мотаю на ус.

Тропу-то нашли, но и по ней идти трудно. Очень крутой подъем, мешают кусты и камни. Решаю подниматься челноком: сначала рюкзаки, потом велосипеды. А иначе не подняться. И все равно досталось педалями по коленям, раз даже сел, пару минут идти не мог. Хоть опыта у меня еще и мало в таскании велосипеда по горам, но чувствую: что-то здесь неправильно. Сошлись с Игорем во мнении, что категорийные пешеходные перевалы в основном не годятся для веломаршрутов и приводят к неоправданному увеличению риска получить травму. Сложность надо не пешеходными участками набирать. Методика категорирования веломаршрутов переработана из пешеходной, может, поэтому ей в наследство достались пешеходные перевалы? Иваныч не соглашается: "А как быть, если надо из одной долины в другую пройти? Не объезжать же за 200 км." И это правильно. Правила определения сложности маршрута надо еще дорабатывать, в этом мы единодушны.

Наконец, поднялись до границы леса, увидели седло перевала Алибек [фото 39]. Здесь хоть и каменные россыпи, но все же проще, чем в зарослях кустов рододендрона и можжевельника, ветки которых упорно лезут между спицами. Через камни можно поверху перенести велик. И еще ягоды появились: малина, черника, брусника, голубика! А я в этом году ягод не ел даже - вопиющий случай! Все работа, работа, даже на два дня не удалось выбраться в лес этим летом. Короче, устраиваю ягодный привал. Дружно "пасемся", пока не защипало язык. Еще полходки, и встаем на обед у ручья. Через час готова вкусная манная каша с изюмом, восстанавливаем силы. Становится понятно, что сегодня нам перевал не взять. Слишком медленно поднимаемся по крутому склону с велосипедами, да и то сердечко колотится после десятка-другого шагов. А челноком (велосипеды и рюкзаки по очереди) еще медленнее. Привычно оцениваю затраты времени как в пешем походе, и ошибаюсь в 2-3 раза. Ничего не поделаешь, таковы реалии. Принимаю решение подняться как можно выше до последнего возможного места стоянки. Иваныч поддерживает. Что ж, вперед!

Ночёвка перед Алибеком
Фото 40. Ночёвка перед Алибеком

Перевал кажется близким, но вот ходка, вторая, третья, а зуб перевала все там же. Проходим 50 м вгору, остановка на 20-30 секунд, чтобы успокоить сердцебиение. Как раз хватает времени отправить в рот десяток-другой ягод брусники. А вскоре появилась еда покрупнее. Это тур заинтересовался, что за чудики ползут в гору. Нас почему-то не боится, идет параллельно в 50 метрах, пощипывает травку. Заповедник, однако...

А дело уже к вечеру. После очередного крутого взлета вышли на относительно ровную терраску между двух ручьев [фото 40]. Оставляю велик с рюкзаком в ее начале и иду смотреть место получше для стоянки. Мягкие и ровные зеленые полянки, так привлекающие издали, оказываются болотом. Жаль. Начинает накрапывать дождь, все уже поднялись до моего велосипеда, вижу, готовы рабивать лагерь. Так тому и быть. Встаем. Интересное место: справа и слева в 10 шагах по ручью. Один вытекает из рядом расположенного снежника, так что водичка холодная. Палатку успели поставить посуху прямо на мелкой гальке. Сразу после этого зарядил холодный дождь. Ели прямо в палатке. Надышали так, что непромокаемый тент изнутри стал таким же мокрым, как и снаружи, и иногда капал нам на головы через сеточку моей летней палатки. Спать легли сразу после ужина. Темно, на улице дождь, а так приятно принять горизонтальное положение и вытянуть натруженные ноги.

Чтобы неискушенному читателю ощутить, что такое набор высоты по крутому склону, представьте, что поднимаетесь по лестнице с 35-40 кг груза. Один этаж - 3,5 м вверх. А у нас за этот день набор высоты 1400 м, то есть 400 "этажей". И еще под ногами отнюдь не ровные ступени! Так что не стоит удивляться тому, что прошли всего 11 км за целый день.

День 10 (27.09)
Верховья р.Алибечка - пер.Алибек (3168м, 1А) - р.Аксаут (база МЧС). Баня!

Рассвет в Домбае
Фото 41. Рассвет в Домбае
Цирк пер.Алибек
Фото 42. Цирк пер.Алибек
Все на пер.Алибек
Фото 45. Все на пер.Алибек
Все на пер.Алибек
Фото 51. Начало серпантина
г.Джаловачат
Фото 53. г.Джаловачат

Встали затемно, пока собирались, наблюдали шикарный рассвет [фото 41]. С утра продолжение вчерашнего подъема - еще около 300 м осталось набрать. Относительно пологие участки чередуются с крутыми взлетами, на которых каждый шаг дается с большим трудом. Прошли ходку, забравшись на первый такой взлет. Оглянулись: вот наше место ночевки, совсем рядом, а ведь позади 40 минут напряженного труда. За следующую ходку вышли в перевальный цирк. Здесь две седловины [фото 42]. По словам лесничего "на перевале палец торчит" следует, что надо подниматься на левое седло, но правое выглядит чуть пониже. Все-таки решили воспользоваться советом Алексея, да и путь подъема на нее выглядит снизу проще (а может, это подсознание обосновывает наше решение?). Игорь всегда сам "генерирует" решения и настаивал на правой седловине. И был прав, как мы вскоре выяснили.

Начало перевального взлета - мелкая сыпуха, по которой очень трудно идти вверх. Соскальзывают ноги, велосипед, увлекая за собой груды щебня. Вниз по такой даже бежать можно, но вверх много лишних сил тратится. Вышли на скальный гребень, стало легче идти по обломкам и выходам скал. Переставляешь велик на полметра вперед, делаешь шаг-другой, и так много-много раз. 30 шагов - остановка, оглядываешь мир с высоты - красота! Вроде бы уже и отдохнул, выбираешь направление подъема, и очередные 30 шагов. Желанная цель все ближе. В конце подъема опять сыпуха, да еще круто. Подниматься почти невозможно, ухожу вправо на скалы. По скальным полочкам как по ступенькам сравнительно легко вышел на перевал. Ура!!! Взят самый сложный перевал нашего маршрута, имеющий 6-ю категорию трудности по расчетам (даже Палм-Баши всего 5-й категории трудности). И он вполне оправдывает свою трудность. Сегодня я первый, что тоже приятно - жив еще спортивный дух! А вид какой замечательный сверху! Душу переполняет радостный восторг. Достаю фотоаппарат, стараюсь запечатлеть самое-самое [фото 43, 44].

Едва взглянули на спуск с перевала, как сразу поняли, что поднялись не на то седло. Сбегал налегке на северное (правое) седло - и точно: здесь тур с запиской, памятные доски [фото 45]. На обратном пути проверил вариант спуска с южного седла по снежнику [фото 46]. Слишком круто и с грузом опасно - можно соскользнуть, а падать далеко и больно. По скалам и вовсе опасно, даже налегке. Значит, надо через скальный массив перетащить груз на "правильное" перевальное седло. Здесь хоть и круто, но ступеньки помогают. Так я и сделал, по очереди перетащив рюкзак и велик.

Фоткались, благо погода пока позволяет. Над вершинами на западе тучки все же собираются, вселяя некоторое беспокойство. Эйфория от удачно взятого перевала породила авантюрную идею: а не залезть ли заодно на вершину Сулахат? Снизу все просто кажется, но... Могли встретить обледенелые скалы с теневой стороны, и снаряги у нас нет горной. Может погода быстро измениться, а ведь подняться на перевал - полдела, надо еще спуститься, что бывает иногда труднеее. Вы удивлены? Спуск труднее подъема?! Да, бывает и так. Вспоминаю перевал Серегина на Алтае, на который зашли пешком по сыпухе, а спускались в связках по крутому леднику, по скалам... И еще: путь подъема, как правило, виден снизу. Можно выбрать оптимальный путь. А вот куда спускаться не видно. Свежий пример - спуск с Палм-Баши. Если б мы по одной из тропинок спустились в ущелье реки вместо того, чтобы идти по гребню... Лазили бы потом по скальным полочкам с велосипедами - ха-ха два раза... А то и обратно пришлось бы подняться. Вобщем, не полезли мы, конечно, покорять Сулахат, а здорово бы было. Пусть остается до следующего раза, тем более, что я твердо решил побывать здесь еще раз, чтобы познакомиться с замечательным Домбаем пообстоятельней.

Иваныч с Игорем все любовались видами с перевала, я попробовал нарастить тур, чтобы его лучше снизу было видно, но удалось немного - всего 30-40 см добавил. Иваныч написал перевальную записку, заложили ее в подросший тур. Долго смеялись над возможной реакцией последующих восходителей на нашу записку о группе велотуристов. Кому еще придет в голову тащить сюда велосипеды. Впрочем, этот перевал как и Палм-Баши мы проходим вторыми вслед за волгоградцами, только те в обратном направлении шли.

Пора и спускаться. С этого седла довольно легко перенес челноком рюкзак и велик до ледника. А по леднику здорово спускаться! Трещин нет, снег неглубокий [фото 47, 48]. Чтобы сильно не разбежаться, жму на тормоза велосипеда, что очень эффективно и даже лучше, чем с альпенштоком! А Иваныч по моему следу вообще в седле съехал часть спуска! Ледник пролетели мигом, за ним морена, а чуть ниже отличное место для обеда на травянистой ровной площадке рядом с ручьем [фото 49]. Виды вокруг потрясающие - мощные ледники, крутые скалы и вершины. Увидели г.Сулахат с другой стороны и путь подъема на нее с одноименного перевала [фото 50]. Выглядит совсем не так просто, как думалось наверху.

Рюк на пер.Алибек
Фото 43. Рюк на пер.Алибек
Виктор на перевале
Фото 44. Виктор на перевале
Столб на перевале Алибек
Фото 46. Столб на перевале Алибек
По леднику с перевала Алибек
Фото 47. По леднику с перевала Алибек
Пер.Алибек с запада
Фото 48. Пер.Алибек с запада
Обед после перевала
Фото 49. Обед после перевала
г.Сулахат
Фото 50. г.Сулахат
Серпантин с Алибека
Фото 52. Серпантин с Алибека

Дальше спуск посложнее оказался из-за того, что не видно, куда спускаться. Описание первопроходцев оказалось довольно скудным. Пока не пройдешь сам, непонятно, где же они шли. Было 2 варианта: вниз по кулуару со снежником или поверху по склону. Сделали разведку и заметили ниточку серпантина на склоне - туда и пошли. Велик то поверху тащишь, пытаясь катить, то рядом с ногами по тропе, запинаясь о шатуны [фото 51]. Хорошо, что педали снял и привязал шатун к раме, чтобы не болтался и не цеплял за камни. Спуск по серпантину довольно экстремальный - круто [фото 52]. Рядом прямо по крутому скальному склону бежит ручей-водопад [фото 53]. Серпантин состоит примерно из десятка колен. Приходилось соблюдать осторожность и местами идти по очереди, чтобы не спустить камень на идущего ниже. За ходку спустились до дна долины как раз к месту впадения водопадного ручья в реку, текущую с пер.Алибек. Река разливается рукавами, образуя многочисленные островки, то каменистые, то даже с травкой. Много хороших мест для стоянки, но нам еще идти и идти. А здорово бы было здесь постоять - уж очень красивая местность. Называется, кстати, "Зеленая гостиница". Идем среди рукавов реки, то перешагивая мелкие, то перебираясь по камням через те, что покрупнее. А вот долина ступенькой обрывается вниз. Теперь ужу пробираемся по краю склона. На привале рассматриваю в монокуляр тропинку и вдруг замечаю каменную кладку стены, ворота в ней. Все заросло крапивой. Когда подошли поближе, это действительно стенка и ворота: раньше тут жили, видимо, кош стоял. Крапива какая-то не жгучая...

Сразу за развалинами тропа ушла на склон, а долина резко пошла вниз. Идем, конечно же, по тропе, да вот только и тропа вскоре раздвоилась. Сначала думали, что скоро тропы опять сольются в одну, но не тут то было. Сделали техпривал, чтобы подумать, по какой идти. Левая тропа уходит вниз, как видно через монокуляр. И нам, вроде, вниз надо, к р.Аксаут. Но куда же идет правая, по которой мы идем? Перевалов нет в этом направлении, каких-то отмеченных на карте или видимых глазом объектов тоже нет. Может, нижняя тропа идет на другой берег и потом к истокам р.Аксаут? Туда нам точно не надо. Что ж, продолжим идти по правой тропе верхом. Нам же проще, потому как по лесной тропе идти много труднее, знаем уже, рододендроны эти... Слева постепенно открывается долина мощного ледника Джаловачат - самого длинного в Домбае (а может, и на Кавказе). Красивый, с длинным языком, дотянувшимся почти до устья одноименной реки, текущей под ледником.

Тропа траверсирует склон, частенько приходится то сползать вниз, то тащиться наверх, следуя рельефу склона. Идти непросто, да еще надеялись, что после стоянок пойдет хорошая широкая если не дорога, то хоть нахоженная тропа, по которой можно даже ехать. Увы... Солнце уже близится к закату, а мы все еще на склоне, и река далеко-далеко внизу шумит... Закрадываются сомнения в правильности выбора тропы, в том, что успеем дойти до воды и хорошего места стоянки. Ледники и перевалы на противоположном борту долины видны очень четко, а вот что ниже нас по склону остается только гадать, так как склон просматривается от силы метров на 100 вниз. Впрочем, этого хватило, чтобы заметить, что река под нами беснуется в каньоне с вертикальными стенами. Все же мы угадали с тропой. Значит, остается идти и идти - куда-нибудь придем.

И вот случилось! Впереди на склоне заметили кусочек дороги. Еще минут 20 ломились по тропе, штурмом взяли крутой подъем к дороге - откуда-то силы взялись немеренные - и мы пробиваемся на дорогу. Ура! Это и есть та самая технологическая дорога, о которой писали волгоградцы в отчете. Раньше вверху был никелевый рудник и шахта, сейчас по ней только пограничники, похоже, ездят. Дорога серпантином идет круто вниз, даже страшно становится. Можно ли по ней ехать? Скоро узнаем. Уже начинает темнеть. Внизу увидели яркие огоньки электрического освещения. Пограничники? Вряд ли... Решаем добраться туда, по возможности: километров 5 на глаз. В темпе прикрутил педали, крепим рюкзаки на багажники и вперед!

Дорога вся усеяна крупным булыжником, порой идет прямо по грубо стесанным скальным выходам, местами валяются стволы и ветки деревьев. Иваныч назвал ее "дорожный курумник" и сказал, что ехать можно, "если закрыть глаза". Крутизна спуска 15-20%. Порой это напоминает спуск по лестнице! Когда спустились в зону леса, стало совсем темно. Еду, практически, вслепую, успеваю реагировать только на самые большие препятствия. Торможу изо всех сил, тормоза скрипят, визжат, скрежещут по металлу обода, но велик неудержимо тащит вниз. Приходится помогать ногами, иногда даже соскакивать и, упираясь обеими ногами, спускаться, не давая разогнаться велосипеду. Как не пробюил камеру или не свалился, сам поражаюсь (днем бы точно упал :). Видимо, уже появился опыт немного, плюс концентрация сил и внимания, когда преодолеваешь сложный участок. Велосипед аж жалко - сколько ему приходится терпеть, но он себя показал с хорошей стороны и на удивление достаточно надежным при такой-то эксплуатации. Проезжаем одно колено серпантина за другим. Самое сложное пройти поворот, где определенный участок едешь прямо вниз по склону с наибольшей крутизной. Скалы покрыты мелким гравием, по которому колеса проскальзывают вниз. Я еду впереди, Иваныч сзади с ремнабором и как более опытный. Наконец, спуск стал поположе, деревьев и крупных булыжников почти не стало на дороге. А вот и мостик через Кти-Теберду - приток Аксаута. Кошмарный спуск длился 3,7 км. Дожидаюсь остальных. Можно и здесь встать, но еще должны быть пограничники. Надо до них доехать, а то встанем, а они потом придут, скажут перейти ниже погранзаставы, например, или вообще арестуют. Надо спускаться еще.

Вдруг раздается оклик "Стой!". Выходит из кустов молодой парень в камуфляже с автоматом, наведенным на меня. Увидев велосипед, немного расслабился.

- Предъявите паспорт!

Достаю, тем временем подъехали Иваныч с Игорем, посветили фонариком, показали документы. Тут выходит второй погранец из леса. Значит, все это время прикрывал первого. Серьезно дело поставлено. Вдвоем идут нас сопровождать до заставы. Она недалеко оказалась в заброшенном на вид домике. Сидят в полутьме при свете коптилки, окна затемнены. Командует молодой лейтенант, его почти не слушают немного одичавшие, голодные, скучающие по дому, солдатики-пацаны. Просили у нас сигареты, но у нас их нет. Представляю, если б на них спустились с гор боевики. Пушечное мясо, хоть и минимум мер предосторожности выполнен. Правда, они говорят, что их тут достаточно много перекрывает пути с грузинских перевалов, но пока придет подкрепление...

Переписали наши паспортные данные, сведения о маршруте, по рации связались с начальством - дали добро на наше прохождение вниз. Лейтенант даже проводил до дороги, ведущей к базе МЧС, где и горели огни. Уже полная темнота, на дороге попадаются все время лужи и грязь, едем вслепую. Иваныч тогда прицепил на руль фрнарик, пытается осветить всем дорогк, но мощности лампочки не хватает. Пускаем его вперед, сами едем за ним, ничего не видя, но он хоть дорогу посуше выбирает.

Еще от заставы слышен рев дизеля, ориентируемся на этот звук. Сворачиваем к длинному и высокому глухому забору, за которым работает дизель. Дорога упирается в закрытые ворота. Ничего внутри не видно, только собака зашлась лаем. Стучим минут пять - никто не подходит. Что же делать? Встать рядом с забором на подсвеченном прожектором месте? Можно, но стоит еще попробовать постучать. Через некоторое время, пошарив забор рядом с воротами, находим кнопку звонка. И точно, довольно быстро кто-то подошел. Раздается голос:

- Пароль!

Вот так да! Отвечаем:

- Ваши коллеги, туристы.

Человек развернулся и ушел, ничего не сказав. Ждем, совещаясь между собой. Никто не спешит открывать ворота. Иваныч вспомнил имя Алика Семёнова - МЧСника из Домбая. Звоним еще раз. Подходит уже кто-то другой, спрашивает, что нам надо. Иваныч произносит "пароль", называя имя МЧСника.

- А, сейчас открою! Проходите!

Так мы познакомились с ребятами-спасателями. Нас разместили в домике вместе с двумя инструкторами горной подготовки. Оказывается, они сейчас проводят курсы подготовки СОБРовцев: горная подготовка, подводная, минно-взрывное дело. Без магического Алика Семенова нас бы точно не впустили. Но документы наши все-таки внимательно просмотрели.

Сидим, отдыхаем, переодеваемся, и вдруг нам говорят:

- Идите в баню, сегодня как раз банный день и уже все заканчивают. Еще пара часов у вас есть, пока дизель работает, но лучше сразу, а то баня остынет.

Можно ли было мечтать о таком подарке судьбы! Мечтать-то можно, именно о бане я сегодня и думал вслух, сидя на перевале:) Желание исполнилось как в сказке! Быстро собираемся, ужин подождет. В бане есть парилка, душ с теплой водой (!), рядом с ней проточный прудик 3м в диаметре с чистой и холодной водой, глубиной по шею. Из бани через пруд идет мостик, в середине проем в перилах и лесенки в воду. Все предусмотрено для того, чтобы шикарно попариться! Чем мы и занялись, с удовольствием постегав себя можжевеловыми вениками, пару раз прыгнули в пруд. После обжигающего воздуха парной кажется, что вода на теле прямо вскипает в первый момент. А во второй момент уже лезешь из воды наверх, настолько она холодна. При этом чувствуешь себя будто заново родившимся - настолько свежим и легким стало тело и все мышцы в тонусе. Давно не испытывал такого удовольствия! В длительных походах мы обязательно делаем лесную баню. Сначала в течении двух часов раскаляем в костре камни. Затем ставим палтку без дна или тент и затаскиваем внутрь прокаленные камни, закрываем все щели и начинаем поддавать жару, поливая камни горячей водой. Ну и потом прыгаем в какую-нибудь реку или озеро поблизости. Тоже здорово, но было это у меня последний раз аж в 98-м году. А здесь еще теплая вода в душе!

Чистые, отдохнувшие - будто и не было целого дня предельных физических усилий - идем ужинать. Игорь молодец: он сегодня дежурный и успел уже приготовить шикарный суп с картошкой и даже мясом! Это ему щедро выделили на кухне, где он готовил. Какой теплый прием мы здесь нашли!

Ужин у нас получился праздничный - ведь сегодня 27 сентября - день Туризма. Сначала Андрей - старший инструктор - рассказывал о своей работе, о туристском прошлом, потом подходили СОБРовцы - молодые ребята. Некоторые в горах до этого не бывали ни разу, а тут сразу горная подготовка, ледники, красивейшая природа Домбая. В глазах виден восторг. Хоть им тоже приходится несладко здесь, но очарование гор превосходит физическую усталость. Нет ни малейшего сожаления, что попал сюда, выбрал эту изнурительную по обывательским меркам жизнь. Собеседники наши менялись, на столе появлялись мясо, печенье, кофе, сахар без ограничений. Поели мы славно, вдвое против обычного. Попробовал айву - хуже череммухи оскомину набивает. Оказывается, ее не едят сырой, а как-то готовят :) Засиделись далеко за полночь, переговорили уже обо всем, нас уже клонит в сон, но уйти неудобно - ведь для нас столько сделали. В 2:30 ночи стали, наконец, расходиться.

Вдруг раздалось три выстрела. Что такое? Никто толком ничего не знает. Но никто и не пугается, скорее, наоборот, готовы пострелять. У всех почти есть личное оружие - сборы-то военизированные.

Потом выяснилось, что приехали на джипе какие-то крутые с охотничьей лицензией и требовали, чтобы их разместили на базе. А у местных МЧСников давняя неприязнь к таким "охотникам", и никто их не собирался пускать. Когда словесные аргументы были исчерпаны, пальнули в воздух для острастки. На базе несколько десятков человек, все с оружием, завтра вообще стрельбы у них. Так что патроны никто не считает. Кровь молодая играет, руки чешутся - типично российские солдаты. Бардак царит. После стрельбы, естественно, горе-охотники уехали.

Нам, кстати, рассказали, что ледники сейчас тают, и до сих пор при этом находят замерзшие тела, оружие времен второй мировой войны, которое прекрасно сохранилось во льду. Все местные поэтому имеют стволы. Даже гранаты вытаивают. Базу эту, скорее всего, перекупят и сделают элитную базу отдыха. Везде правят деньги, щупальца их разлагающего влияния проникают и в горы. Впрочем, тема эта сложная, и не здесь ее рассматривать.

Прошли-проехали с 9:00 утра до 20:00 вечера всего 14 км, зато каких! Подъем 270 м, спуск 1400 м.

День 11 (28.09)
Верховья р.Аксаут - ст.Зеленчукская. Накопилась усталость

Встали на час позже, чем обычно - оно и понятно, почему. Погода портится буквально на глазах. Горы закрыли черные грозовые или снеговые тучи. Вовремя мы спустились с гор! Но и внизу не сахар, начинает накрапывать. Цели сегодня такие: спуститься вниз к жилью, закупить продукты на третий бросок в горы и попробовать к этим горам подъехать поближе, в район Архыза.

Выехали только в десятом часу. Почти сразу переправа через приток, приходится мочить ноги. Дорога привычно каменистая. На спусках главное не налететь на большой камень или камень с острым ребром, чтобы не пробить камеру об обод. Еще одна опасность - наехать на наклонную грань колесом. В этом случае колесо может соскользнуть, велосипед бросает в сторону, и можно не удержать равновесие. Так я упал при спуске с Эльбруса. Иваныч сегодня не летит на спусках, как он это обычно делает. Раз даже рюкзак соскочил с багажника. Сказывается, видимо, вчерашнее отмечание, где он позволил себе выпить, хотя сам он говорит, что с утра в отличной форме.

На очередном спуске впереди заметили лошадь с жеребенком. Те испугались нас почему-то и поскакали по дороге убегать. Наверное, велосипедистов впервые увидели и подумали, что это хищники какие-то. Надо сказать, быстро скачут: до 40 км/ч сохраняют дистанцию. Нет чтобы свернуть в сторону, тем более попадается много полян. А они скачут и скачут по дороге, никуда не сворачивая. Я даже специально притормаживал несколько раз, чтобы не подъезжать слишком близко. Мало ли что мамаше-кобыле взбредет в голову. Начнет защищать жеребенка, чего доброго. Меня так увлекла эта гонка, что я оторвался от остальных, хоть и педали не крутил. Встал, решил подождать. Когда снова поехали, оказалось, что лошади переводили дух и оставили огромную дымящуюся и пахнущую кучу посреди дороги. Завидев нас, снова припустили во всю прыть вниз по дороге. Что ж они глупые такие? Понимаю, заяц, убегающий по дороге от автобуса :) Но ведь это лошадь, должна умнее быть! Километров 5, если не больше они удирали от нас. И тут все стало понятно. Они забежали в загон, огороженный заборчиком и встали там, провожая нас настороженным взглядом. Прискакали под защиту человека.

Дальше пошла довольно грязная дорога, вскоре встретили лесорубов, которые всегда и везде портят дороги и лес. Не умеют у нас работать так, чтобы порядок за собой оставлять. Да и работники здесь еще те... Первый вопрос к нам, есть ли спиртное... Проехали с трудом развороченный участок и дальше вниз. Оглянешься назад, и жуть берет: все затянуто черными тучами. Стали часто попадаться стада коров, овец, лошадей. Жилья пока не видно. Интересно, почему так? Соседняя долина реки Теберды обжита, поселения часто встречаются, здесь же только пастухи и пограничники. Въезжаем в поселок Красный Карачай, все заброшено, хотя дома на вид еще крепкие, построены на века. Во время войны здесь был немецкий штаб в специально построенном для этого доме. Мы не смогли определить, что это за дом. Пастухи сказали, что потом в нем был магазин, сейчас нет ничего, а живут всего две семьи. И место живописное, но вот поди ж ты, ушли люди... Сюда мы могли спуститься с другой стороны, если бы пошли по запасному варианту через пер.Мухинский, но тогда бы не увидели Домбай, Алибек... Все-таки хорошо, что не побоялись трудностей и решили идти через Алибек, столько впечатлений!

Перекусили в беседочке на берегу реки, подремонтировали технику, и опять вниз. Долина довольно однообразная, может потому, что все вершины закрыты тучами. Чтобы совсем не заскучать смотрю ориентиры на карте, потом пытаюсь их найти на местности. Уклон уже маленький, почти равнина, да и горы вскоре стали похожими на холмы. Въезжаем в поселок Хасаут-Греческое. Основали его греки, сейчас только название об этом напоминает. Это уже добротный поселок. Покупаем в магазине мороженое, приятно расслабиться чуть-чуть.

Еще одна длинная ходка, показавшаяся просто бесконечной. Появляются асфальтированные участки. Объехали пруд, борясь с сильным встречным ветром. Когда же она закончится, уже 15 км проехали. Ну, наконец-то! Показалась большая станица Кардоникская. Спрашиваем у местных, где рынок, магазины - все в центре, нам как раз по пути. Центр - это громко сказано. Несколько 2-3 этажных зданий, вот и весь центр. Останавливаемся прямо на рынке у свободного ряда лотков. Пока дежурный готовил, я закупал съестное на 3-х дневный участок маршрута на местном рынке. Приходится балансировать между разными вкусовыми пристрастиями и размерами желудков. На этот раз волевым решением уменьшаю суточный рацион, навлекая на себя тем самым гнев Игоря. Практика показала, что мы с Иванычем не съедаем столько, да и предыдущий мой опыт за то. Если Игорю этого мало, пусть везет себе доппаек, и нечего тут обижаться. А у меня вместо отдыха обеденного одна сплошная суета получилась, от которой еще больше устаешь. Всем хочется фруктов, но они дорогие почему то. Все-таки купили арбуз, тут же его и съели за обедом.

Только выехали с обеда, пошел сильный дождь. Одеваем накидки, потихоньку едем. Вверх-вниз, через водораздел. В гору жарко становится под накидкой, зато под гору без нее холодно. Хорошо, хоть дождь перед въездом в Зеленчукскую кончился. Докупаем здесь то, что на обеде не удалось купить и сворачиваем на Архыз. Уже смеркается, надо вставать, а мы еще за станицу не выехали. Я дежурный с вечера, не хотелось бы в потемках варить. Поглядываем по сторонам в поисках места ночевки. И вот, кажется, то, что надо. Дорога уходит вниз к реке, станица как раз закончилась. Показываю ребятам поворот. Но они почему-то свернули ...в другую сторону. В конце станицы находится огромный радиотелескоп РАТАН-800. Как раз напротив ответвления дороги к реке расположен вход в него. Конечно, интересно посмотреть, но ведь это можно и утром сделать, сейчас время дорого! Я подумал, что ребята решили посмотреть, что это за чудо такое. Стою, жду, надеюсь на скорое возвращение - ведь знают, что надо торопиться. А их нет и нет. Начинаю потихоньку закипать. Через 10 минут подъезжают, я им: "поехали быстрее, там место должно быть хорошее". Едем вниз. Между ними разговор:

- Там лучше встать бы было.

- Конечно. И вода есть, и свет рядом.

А Иваныч меня подначивает в своем стиле, выражаясь очень косвенно. Я к шуткам не был расположен, итак столько времени потеряли, уже темнеть начинает. Быстро нашли хорошее место с водой и даже дровами. Игорь все почему-то противится, все ему не нравится. И вода тут может загрязненной быть, и через речку переходить вброд неохота. Я ничего не могу понять, что еще надо? Вода не нравится в реке - чистая, проточная... Ладно, съезжу я за водой к охраннику, не переломлюсь, чай.

Когда переходил ручей, поскользнулся на гальке, упал, намочил правую ногу и ударился больно. Потом поехал, наскочил в потемках на кучу битого стекла. Утром выяснилось, что прокололся... Устал порядком, а вот приходится тащиться за полкилометра, когда рядом все есть! Когда на взводе, лучше отрицательную энергию сжечь в движении, но что-то она не сжигается, только завод увеличивается.

В разговоре с охранником радиотелескопа выясняю, что ребята уже поговорили с ним, и он разрешил поставить палатку на лужайке рядом со входом, пользоваться его бытовкой, чтобы сварить, набрать воды, только костер нельзя жечь. Посмотрел место - да, можно было и здесь встать. Только тут до меня дошли намеки Иваныча и странное поведение Игоря. Почему мне сразу-то не сказали?! Я бы согласился. Ну теперь уже встали, менять ничего не будем, да и место хорошее, удобное, все есть, костер, опять же, можно жечь.

Вы пробовали везти три полуторалитровые пластиковые бутылки на багажнике? Да еще по дороге, усыпанной крупным щебнем. Вдобавок ко всему по крутому спуску? Вот и я не пробовал. Раньше. А теперь узнал, что бутыли эти так и норовят свалиться, и валятся, несмотря на все мои старания. Валятся на спуске, приходится возвращаться за ними. Тогда я засунул 2 штуки за пазуху --мокрые, холодные - бр-р! Хороших эмоций, понятно, мне это не добавило. А что делать? Не ездить же несколько раз туда-сюда. Кое-как добрался, еще раз перешел речушку вброд, правая нога все равно уже мокрая...

По возвращении в лагерь я высказал все, что думаю по поводу случившегося. Иваныч подумал, что я психанул, как он потом мне сказал. Было похоже, потому что на взводе был, но все-таки я чувства контролировал, не повышал голос, не кричал, не ругался. По сравнению с моим обычным состоянием, конечно, разница большая. Но лучше прямо сказать, ьчем затаить обиду в себе. А так сказал, все меня поняли, и я забыл инцидент, больше не вспоминал, не раздражался попусту. Усталость накопилась, больше даже психическая, потому и выбило меня из колеи такое небольшое, вобщем-то, недоразумение... Дневок нет у нас, большой недостаток в моем понимании. Все равно надо отдыхать. Но мы нисколько не экономим время на этом, все равно приходится ремонтом заниматься,. Но все эти паузы возникают спонтанно, и я не могу спланировать свое время. А свободного времени не хватает просто катастрофически. Некогда даже дневник писать.

Серый и скучный день сегодня получился, особенно на фоне вчерашнего. И фотографий даже нет ни одной за целый день, хотя, конечно, погода еще такая.

Проехали 85,6 км за 4 ч 50 мин, максимальная скорость 50 км/ч, спустились на 1 км, поднялись на 100 м.

День 12 (29.09)
ст.Зеленчукская - Архыз - верховья р.Архыз. Вечер песен у костра

Дерево на дороге в Архыз
Фото 54. Дерево на дороге в Архыз
Овцы на дороге
Фото 55. Овцы на дороге
Иваныч на пути к Пхие
Фото 56. Иваныч на пути к Пхие

Утром никуда не пошел за водой, а набрал из нашего ручья - сегодня никто не возражал. Только выехали, обнаружился вчерашний прокол: 20 минут долой. По вчерашней дороге не хотелось выезжать на асфальт - это крюк назад. Поехали наудачу, придерживаясь дорожек и тропинок, идущих в нужную сторону. И удача была за нас - проскочили мимо заболоченных участков по насыпи, а вскоре уже были на трассе.

Вжарили по асфальту, но тут моя каретка опять застучала. Нужен срочный ремонт, а то далеко не уеду. Присматриваю стоящие у дороги машины, чтобы попросить большие ключи, которых у нас нет, к сожалению. Проехали Даусуз - ничего, следующая деревня Ниж. Ермоловка. Начинаю спрашивать всех подряд о ключах, ведь дальше до самого Архыза нет поселков. В одном из домов нашли почти то, что надо. Мы, проявив изобретательность, приспособили больший ключ под меньшего размера гайку, постучали, потянули, пошатали - и вот наблюдаю в очередной раз картину разрушения шариков. Два раскололись, некоторые стали овальными... Мои домашние запасы подшипников уже закончились, кстати пришлись купленные вчера про запас подшипники другого размера. Это Иваныч вовремя запасся. Шарики маловаты, но ничего, насыпали их побольше. Скрутили, собрали велосипед - едет! И никаких лишних звуков. Пока мы занимались кареткой, хозяин угостили нас яблоками из своего сада. Я в благодарность за помощь и угощение дал покататься свой велик внуку хозяина, который и сам пытался помочь, живо интересуясь особенностями горного велосипеда. Вернулся восторженный. Мелочь, а приятно!

Среди моих мыслей появились уже не связанные с кареткой, стуком шариков :) Заметив, что местные продают груши, решили немного прикупить. Но ведь не дали купить! Узнав, что нам надо всего с килограмм-два, одна женщина пригласила нас в свой дом: "Соберите, ребята, сами сколько надо с земли - они самые сладкие". Разговорились с ней. Она переехала сюда с семьей из Чечни, сама казачка, но и тут ее настигло несчастье: завтра 40 дней как убили в Зеленчукской ее 18-летнего сына. Теперь она осталась одна с дочкой 11 лет... Но держится молодцом, ходят с ней в лес, заготавливают дрова на зиму, перетаскивая сушины. Рассказала, что карачаевцы постепенно и неявно вытесняют русских. Просто при устройстве на работу предпочтение на стороне карачаевцев всегда, а русских могут и не принять. А так никого не выгоняют. Душевная женщина. Видимо я ей чем-то сына напомнил, говорила она в основном со мной. А может почувствовала родственную кровь - ведь мой дед был настоящий казак - шучу:) Пожелали друг другу удачи и выдержки, и мы поехали дальше.

Перед Ниж.Архызом заметили указатель "историко-архитектурный комплекс". Здесь была древняя столица Алании - Маас. Было бы время, обязательно бы заехали. С дороги видна обсерватория на верху горы. Постоянно проезжают автобусы с туристами, осматривают что-то, а мы даже не знаем что. Жаль. Где-то неподалеку нарзанный источник, но мы уже не реагируем на нарзан. Осень подступает, некоторые деревья уже окрашены в ее золотой убор [фото 54].

Проехали 15 км от Ермоловки, и опять ремонт. На этот раз "болячка" задней втулки Иваныча. У нас синхронно с ним уже в третий раз ремонт случается. Совмещаем ремонт с перекусом, но все равно час потерян. Игорь даже вздремнуть успел. Место красивое, я переоделся в шорты и позагорал. У реки рядом снами резвилась большая компания детей и несколько взрослых.Подошли к нам спросить, знаем ли мы, где находится лик святого , но мы ничего не слышали. Приятные люди, просветленные лица, интересный разговор. У них свои способы проводить время и отпуск. Пожелали нам удачи, узнав о нашем маршруте.

Подъем по долине р.Зеленчук некрутой, достаточно легко доехали до Архыза, везде хороший асфальт. Иногда встречаются непредвиденные препятствия [фото 55]. На въезде в поселок шлагбаум, пост пограничный: а ну как не пропустят? В голове прокручиваются варианты обхода пограничников. Поселок вообще-то курортный, очень много баз, отдыхающих. Подходим, на нас никакого внимания. Делаем вид, что так и надо, что мы вообще здесь отдыхаем. И у нас даже документы не спросили!

По поселку туда-сюда бродит много отдыхающей молодежи, часть из них в однотипной желто-зеленой форме с надписью "peace", может greenpeace. В центре магазинчики, и мы в который уже раз с Иванычем не удержались от мороженого. 45 км позади, пора передохнуть. Попутно докупил для обеда сардельки с айраном, отошли немного и быстренько на примусе сготовил еду. Пока обедали, набежали пацаны, давай просить покататься. Поняв, что не дадим, стали обзываться - уже испорченные городские дети. Потом прискакал на коне полупьяный карачаевец, тоже давай Иваныча просить прокатиться. Но как дать? Неизвестно, вернет ли, и даже если вернет, не сломает ли чего - ведь и так все время ремонтируем. А впереди еще не одна сотня километров. Вроде даже поговорка есть: "Коня и жену никому не даю". Не ручаюсь за точность, но смысл именно такой. Не люблю наезды и приставания. С облегчением вздохнули, когда выехали за пределы поселка. Впереди горы, перевалы, и все зависит от тебя и твоих товарищей, ну и погоды. До сих пор везло нам с погодой - хорошо выполняются пожелания одной моей знакомой :) Согревают воспоминания об оставшихся дома друзьях, придают новых сил. Стараешься лучше запомнить, впитать наиболее волнующие события, чтобы донести до друзей, поделиться частицей этого чуда, той новой гранью бытия, которая приоткрылась здесь и навсегда оставила след в душе: восходы и закаты на Эльбрусе, парящие пики Домбая...

Асфальт закончился сразу за поселком и надолго. Через несколько километров развилка. Хочется ехать по левой дороге, она смотрится как продолжение той, по который мы подъехали. А правая идет резко в гору, да и похуже она качеством. Посмотрели по карте, да, вроде бы есть развилка, и показано, что левая дорога идет на мост через р. Архыз. Проследили за машиной, проехавшей налево - точно, там мост. Но как неохота в гору такую переться! :) Никто не ожидал, что так скоро подъем на перевал начнется. Стараемся ехать, но не везде это удается. Определили крутизну: 16% и длина 700 м. Взбодрились, однако.

Дальше дорога идет высоко над рекой, плавно набирая высоту. Так что зря испугались подъема на перевал, до него еще доехать надо. Влево красивые виды: осенний лес, скалистые вершины, Иваныч в красивой форме велогонщика [фото 56]. Иногда на юге в разрывах облаков видны трехтысячники: г.София (3637 м), г.Пшиш (3790 м). Они кажутся очень высокими и неприступными, вершины покрыты ледниками и снегом. А ведь совсем недавно мы были даже выше Софии... Иваныч вспоминает поход 20-летней давности в этом районе, он был где-то рядом с Софией, сейчас она для него вдвойне краше... Ныне все южные переввалы недоступны, закрыты пограничниками, ведь находятся они точно на границе с Грузией. Дурдом с этими границами, раньше через эти перевалы маршрут логично уходил к оз.Рица, оттуда к Черному морю. Раньше в долине р.Архыз, по которой мы едем, было много турбаз, а сейчас только коши да многочисленные стада коров. Турбазы полностью заброшены и представляют жалкое зрелище... Остается только надеяться, что все наладится когда-нибудь, и граница с Грузией не будет препятствием для туристов.

А предстоящий перевал Пхия совсем невысок - всего 2200 м, что лишь ненамного превышает границу леса, некатегорийный по пешеходной классификации. Я его даже в свой планировавшийся троечный маршрут включил. Да и воообще оказалось, что со вчерашнего обеда едем по той самой нитке маршрута. Проверю теперь, что я напланировал :).

Доехали в удовольствие почти до конца дороги до слияния рек Дукка и Речепста. Начало темнеть, а так бы под самый перевал могли подойти, осталось километров пять всего. Ставим лагерь на большой поляне слева от дороги. Палатка, ужин, все уже отработано, все делается быстро. Поели, а спать совсем неохота. Сидим у костра, разговариваем. Пастухи гонят стада на ночь к загонам. Один бычок решил стащить что-нибудь вкусненькое у нас, встал, смотрит, когда мы отвлечемся. Зашел за спины, к палатке, уже намерился слопать чью-то футболку. Вовремя заметили, отогнали, а он еще и уходить не хочет. Так и караулили: он - нас, мы - его. Ночью пришел-таки его звездный час. Все тарелки и котлы были чисто вылизаны, ложки валялись в стороне, хорошо еще ума хватило не заглотить ложку. Вообще-то, мы и так все вымыли вечером...

Неожиданно вся облачность пропала, и высыпали мириады звезд, красавец Млечный Путь во всем великолепии. Видны даже планеты, узнаем разные созвездия. Как-то само собой захотелось попеть песни. Еще бы! Сытые, довольные, сидим у костра, отдыхаем. Удачно прошли запланированное на сегодня. Отличная погода и прекрасное настроение. Эх, была бы гитара! Но и без нее хорошо получается, душевно :) Хорошо посидели. Спать пошли только перепев все известные песни.

Проехали 64,3 км за 3 ч 59 мин. Vmax=55 км/ч (и где это я так разогнался, ведь почти весь день в гору ехали?). Набор высоты 700 м.

День 13 (30.09)
Верховья р.Архыз - пер.Пхия (2200 м) - где-то на р.Пхия. Дождь с утра до вечера

Пер.Пхия
Фото 57. Пер.Пхия
На тропе с пер.Пхия
Фото 58. На тропе с пер.Пхия

Ночью задул сильный ветер, а потом пошел дождь, так и лил, когда встали. Допелись вчера: "Третью неделю льют дожди" :) Вставать было совсем неохота. Долго собирались, Иваныч это делал в палатке, а мне палатку надо в самом начале в рюкзак заталкивать. Да и не торопился никто под дождь лезть. Но все-таки надо ехать. Палатка, наконец, свободна. Перетаскиваю вещи под густые ветки дерева, здесь каплет меньше, но все равно капает.

Дорога совсем раскисла, проехать удается только небольшие участки. Облазим грязь и лужи по обочинам, по траве. Спасает это ненадолго, вскоре подъехали к району работы лесозаготовителей, там все размесили в грязь. Ботинки быстро промокли, и сам наполовину вымок, пока не решил одеть накидку (нет, чтоб сразу!). Моста через Речепсту нет, переходим вброд по камням, зачерпывая воду ботинками - глубоко. Ноги мокрые, сверху тоже. Но под накидкой хоть тепло. За бродом вагончики и техника лесорубов. Зашли спросить о дороге, у них печка жарко натоплена, какое искушение прекратить водные процедуры. Опять нельзя, надо идти. Именно идти, отсюда начинается крутой подъем на перевал по грязной глинистой дороге. Ноги скользят на глине, она наматывается на колеса, блокируя полностью их вращение. Пытаемся обходить по траве, но трава осталась только в стороне, на камнях, которых в ней не видно. Приходится опять поворачивать в глину. Мало будто одной крутизны! Набор высоты 500 м на 2,5 км пути. Это, я вам скажу, не подарок. Дорога напоминает волок, похоже, тут деревья или брёвна стаскивали вниз по склону напрямик. Все это обильно поливается непрекращающимся дождем... Ползем еле-еле, выбиваясь из сил. Корячимся, это слово лучше подходит. Что-то ведь должно было случиться на тринадцатый день пути :)

Надо было мне рюкзак на спину одеть, было бы много легче. Но я как-то забыл об этом сначала, а Иваныч прибегает к такому способу только в крайних случаях. У меня раз велик кувыркнулся назад на глинистом покатом склоне - ботинки поехали вниз по склону, пришлось бросить велосипед, чтобы он на меня потом не свалился. Заполз со второй попытке на пределе сил. Как Иваныч идет в своих велотуфлях с почти гладкой подошвой, ума не приложу! Так же, шаг за шагом, инога соскальзывая, но упорно пробиваясь наверх.

Рюкзак без накидки подмокает. Думал, достану вечером и буду все выжимать. Посмотрим! На мне все полностью промокло, даже часы! Зато велокомпьютер выдерживает испытание водой, все правильно показывает.

Перевал полностью закрыт, входим в облако. На перевале несколько памятников и обелиск воинам [фото 57]. Пока фотографировались, совсем задрогли, на перевале еще ветер появился. Куда идти дальше совершенно непонятно - везде туман, видимость метров сто, тут и там проглядывают травянистые холмы сквозь него. Замечаем многочисленные тропинки, идущие параллельно в одном направлении. Только азимут не тот. Пытаемся пойти по азимуту и тут же вляпываемся в болото. Понятно, значит тропки его обходят. Ну что ж, воспользуемся тропой. Да, сейчас бы болотные сапоги сюда!

Тут я заметил сквозь мглу темнеющие сарайчики. Это кош пастухов. Надо зайти спросить о пути спуска, если там есть кто-нибудь. Кош - сарайчик 3,5х3,5 м пазмеро с местами протекающей крышей. Нары, стол - вот и вся обстановка, даже двери нет. На нарах два пастуха закутались в одежду, шкуры. Лежат, пережидают непогоду. Завидев нас, сразу предложили чаю, обогреться, посушиться у огня. Для нас зажгли огонь в рядом расположенном огороженном от ветра кухонном сарайчике, поставили чайник кипятиться. Весьма кстати, а то дрожь пробирает. Снял ботинки - ба, да из них вода выливается. Тщательно выжал все, включая стельки. Уже лучше: хоть и сыро, но уже не хлюпает. Пока мы выжимали свою одежду, разговорились. Работа у них нехитрая - утром надо выпустить скот на пастбище, вечером собрать в загоне. Дрова и провизию подвозят снизу на лошадях. Туристов сейчас почти не бывает, людей видят только внизу. Хоть и ничего нет у них, но к чаю достали сахар, сушки, а один даже печенье откопал где-то - видимо, из личных запасов. Кто мы им - случайные визитеры. Но законы гостеприимства здесь свято соблюдают. Да и мы, если представить схожую ситуацию, так же бы отнеслись в горах к незнакомым людям, промокшим и продрогшим. Сегодня тебе помогли, завтра ты - и уже согревает друг друга тепло гостеприимства. В городе же эти естественные чувства куда-то пропадают. Все заняты, суета, взаимная конкуренция, скученность и переизбыток лиц, встречаемых за день... Современные достижения связи позволяют уже людям работать дома, жить более рассредоточенно, понятно, не в каждой профессии. Хорошо бы и до нас это поскорее дошло... Размечтался, однако :)

Пастухи показали начало и направление спуска,пожелали удачи на прощание. Болото мы обошли верхними тропами, а вот и сам крутой спуск начался. Сначала хорошо, по утоптанной глине с камешками сбежали, местами даже удавалось проехать. Но скоро начался лес, тропа прихотливо вьется среди камней, корней, кустов, переходит с одного берега ручья на другой. Тут не поездишь, еще хорошо, что под гору, хотя и тут бывает весьма непросто справиться с груженым велосипедом на скользкой тропе. Опять скрип тормозов, упираемся ногами изо всех сил, чтобы удержаться и не сползти куда-нибудь не туда. Прыгаем рядом с велосипедом, лавируя между препятствиями и запинаясь обо все, включая собственные велосипеды. "Канительный перевал", - высказался Иваныч по этому поводу.

Видимость стала чуть получше, так как спустились из облака, но теперь лес закрывает обзор. А могло бы быть красиво, если б видны были окружающие высокие вершины. А так они совершенно скрыты спошной белой пеленой. Не хочется даже нос высовывать из под накидки или капюшона ветровки. Поэтому воспоминаний мало, одна нескончаемая промозглая сырость... Пока идешь, согревает собственное движение. Стоит только остановиться - сразу озноб. Поэтому привалы редкие и короткие. Фотографировать совсем не хочется, да и нет выдающихся видов. Не наши же хмурые замерзшие морды снимать. За весь день 2 фото: на перевале и на спуске, когда встретилось шикарное дерево, все в золоте листвы [фото 58]. По пути пересекаем много ручьёв, промоин, болотистых участков крутых спусков и подъёмов. Порой приходится траверсировать крутые склоны. Вымотались.

Не очень хотелось мерзнуть, но все же встали на обед. Надо перевести дух от бесконечного бега и спотыкания. Иваныч не в восторге - его дежурство - и не торопится, доказывая нам, что обед - напрасная трата времени. Но я думаю, что хороший отдых в середине дня нужен, в результате можно даже большее расстояние проехать-пройти. Игорь за обед двумя руками, что называется, а сегодня даже спасибо сказал, за то, что обед устроили. Я выжал очередную порцию воды из всей одежды, переодевать ничего не стал - так же промокнет через полчаса шараханий по кустам. Заденешь кустик, а сверху приятный прохладный душ :)

С обеда вышли аж в 17:40. Я пошутил, мол, не остаться ли нам здесь и на ужин. Через час ведь вставать надо. Успели за это время выйти на проселочную дорогу с большими лужами. Встретили деда на коне. Он сказал, что еще далеко до поселка, километров 9. Поняли, что если и придем в поселок, то уже в темноте, и что мы там делать будем? Встали на первом приличном месте на покатом склоне холма. Главное - закончился дождь, и есть дрова! После ужина раскочегарили хороший костер, и была у нас великая сушка :) Удалось все высушить, кроме ботинок. А как приятно было посидеть в сухом у костерка, понежиться в тепле. Заодно обсудили варианты четвертого участка маршрута. В качестве основного решаем выбрать вариант Псебай - Красная поляна через 2 перевала, с участком бездорожья километров в тридцать. А, "что нам стоит дом построить!" Пройдем, чай. Единственное - надо спросить будет у местных обстановку с тропами, мостами, пограничниками. А запасной вариант - мой маршрут через Майкоп и Фишт-Оштенский горный узел в Дагомыс.

На компьютере кот наплакал: 18,4 км за 3 ч 55 мин, Vmax=22 км/ч. А проехали всего километров 5 от силы.

Набор высоты 500 м, спуск 800 м. Температура +3 - +5 градусов. Вот таким выдался последний день сентября.

Окончание следует...

© Виктор Петров, 2002-03