Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Походы 2005 год Башкирия 2005
Действия с Документом

Башкирия 2005

Юрий ЧерепановПоследнее изменение: 2009-01-12

Неудавшаяся "велодвойка". 09-12 июля 2005

Теги: Башкирия

09.07

В 11:30 местного времени наша электричка прибыла на конечную станцию Кропачёво. Я рассчитывал, что она прибудет раньше. Дело в том, что нас будут ждать в Миньяре наши коллеги из города Октябрьский (Башкирия). Они прибывают туда уфимской электричкой в час дня. Мы же доберёмся туда гораздо позже, и им придётся нас ждать. Но теперь уже ничего не поделать, только ехать вперёд!

Наша группа из пяти человек (уже неплохо!): Мисичук Игорь на старом, но надёжном «Веллере», Евдокимов Сергей на том же «Атеми», Абдулин Руслан – самый молодой участник на «GT», Зелинский Виктор – опытный путешественник на старом «Туристе» и ваш покорный слуга на «Рокмашине». Нас сопровождает также Евгений Мокрушин на «Атоме», но он не участник похода, а едет навестить родственников в Аше, и решил проехать от Кропачёво до Аши своим ходом.

Фотографируемся на фоне вокзала, затем пытаемся выяснить, где здесь телеграф, но так и не выяснили. Не беда – можно послать телеграмму и из Миньяра, там же и отовариться продуктами. Не теряя времени, выезжаем из Кропачёво в сторону Ерала. Я специально запланировал дорогу на Сим через Ерал: во-первых, узнать, что это за дорога; во-вторых, почти исключить трассу М5. Посёлок скоро заканчивается. Местность вокруг – поля, здесь большой участок лесостепи. Женя уезжает вперёд, так как у него быстрый темп, да и груза почти нет. Договорились, что в Миньяре он заедет на вокзал и предупредит октябрьцев, если встретит.

Едем по насыпной дороге. Недавно прошёл дождь, но дорога уже подсохла. Проезжаем первую деревню – Ерал и едем в сторону Сима. Вскоре поля сменяются лесом. Лес в основном широколиственный, с преобладанием дуба и вяза, много также сосны берёзы. Сразу начался затяжной подъём, который становился всё круче и круче. Даже я заезжаю с трудом, а некоторые вовсе идут пешком. Но вот он, наконец, кончился. Спуск, вопреки ожиданиям, оказался не таким большим и не сплошным. Выезжаем на трассу М5 перед самым Симом. Дорога проходит прямо через нефтебазу и поэтому с трассы её не видно. Здесь встретили коллегу – одинокого велотуриста из Тольятти – Слепакова Евгения. Он едет своим ходом от Тольятти до Екатеринбурга! Пожелав ему доброго пути, едем дальше.

Слева открывается панорама города Сим и пруда на одноимённой реке. Здесь длинный и крутой спуск до въезда в город. Мы же сворачиваем с М5 в сторону станции Симская. Проезжаем Симскую, пересекаем ж/д. Дальше дорога идёт по долине Сима и вдоль ж/д. Долина Сима – одно из красивейших мест на Южном Урале. Уже не в первый раз я еду по ней. Дорога здесь вполне приличная. Едем почти без остановок. Погода пасмурная. Проезжаем ж/д мост, начинаются сады. По мосту проезжаем Сим, теперь он справа. Дорога стала, местами асфальта вовсе нет. Долина очень живописная, видны скальные протёсы. Проехав очередной переезд, въезжаем в Миньяр. Вокзал на противоположном конце города. Сначала едем в центр. Я еду на почту, отправляю телеграмму о выходе на маршрут, пока остальные закупают продукты. Уладив все дела, выезжаем в сторону Аши. По пути фотографируем Красный Камень – огромный величественный гребень рядом со станцией. Вот, наконец, и вокзал.

Октябрьцы здесь – они, конечно, устали нас ждать! Женя предупредил их о нас, когда проезжал. Их трое – уже знакомый мне Леонид Ильницкий и с ним двое парней – Олег и Евгений, оба на крутых великах. Едем вместе. Наши новые знакомые уезжают вперёд. Мы же с Леонидом едем последними. Нам есть о чём поговорить. Погода портится, временами идёт мелкий дождь. Дорога по-прежнему идёт по долине Сима. На смену соснам появляются ели и пихты. Перед Ашой останавливаемся перекусить. Проезжаем вокзал, едем по городским окраинам. Игорь взял GPS, так что дорогу находим без проблем. Но вот город закончился, а за ним и Челябинская область. Закончился и асфальт. Пошла разбитая насыпная дорога, прямо вдоль ж/д. Едем на Казыяк – первая башкирская деревня.

Внезапно пошёл сильный дождь. Одеваем плащи. И моментально поломка у одного из октябрьцев. Багажник буквально отлетел вместе с баулом! Крепление явно не было рассчитано на такую нагрузку! Рассчитывать на помощь можно только в деревне. До Казыяка уже недалеко. Мы едем вперёд. Октябрьцы идут пешком. В деревне нам повезло. Тут же нашёлся добрый человек, который починил багажник (у него была целая мастерская). И здесь же выясняется, что потеряли коврик – на месте поломки, скорее всего. Поехали его искать. Мы их ждём. Прождали целый час. Они возвращаются, безрезультатно. По этой дороге часто ездят, коврик уже подобрали. Только время потеряли! Обидно, конечно – я и сам потерял немало вещей таким вот образом. Однако ничего не поделаешь! Едем дальше – на Красный Восход. Пошла равнина, поля, лесостепь. Ищем место для стоянки. Перед деревней – речка Улу-Телек. Но место для стоянки оказалось непригодным. Здесь кругом пасутся коровы и река загрязнена отходами их жизнедеятельности. Делать нечего – едем дальше.

Проезжаем Красный Восход – довольно крупный посёлок. На всякий случай заправляемся там водой. За посёлком пересекли большое поле и снова пересекаем речку Улу-Телек. Здесь решено остановиться. Разведываю место. У реки сплошные заросли кустов и высокой травы. После дождя всё мокро, и я тут же промок. Бывают в жизни огорчения! Кое-как нашёл более-менее пригодное место. Встаём. У нас две палатки – моя и Сергея Евдокимова. Насобирали относительно сухих веток, развели костёр. Октябрьцы готовят на газе. Так прошёл первый день, богатый впечатлениями. Проехали около 100 км.

10.07

Встали, конечно, поздно. Погода с утра улучшилась, тучи ушли. Завтракаем, собираемся. Леонид Ильницкий с сожалением сообщил мне, что его спутники намерены ехать отдельно от нас, так как их не устраивает наш темп. Леонид вынужден идти у них на поводу. Очень жаль! Я так надеялся провести совместный поход! Но, с другой стороны, по опыту знаю, что с иногородними редко удаётся найти общий язык. Ничего не поделаешь. Фотографируемся все вместе, и они уезжают вперёд. Мы выходим следом. Время уже 11 – очень поздно!

Едем на Новый Субай по насыпной дороге. Местность вокруг – холмистая лесостепь. На Зауралье совсем не похоже. Здесь преобладают широколиственные породы – липа, клён, дуб, вяз. И, вообще, растительность намного богаче. На лугах в самом разгаре цветение – настоящий пёстрый ковёр. Едем в приподнятом настроении, ещё не зная, какое испытание уготовила нам дорога.

Вот показались Михайловка и Устюговка – две маленькие деревни по разные стороны дороги. Здесь мы догнали Октябрьцев. И первый сюрприз: по словам местных, до Нового Субая – полное бездорожье! Впереди болото. А если верить карте, то должна быть насыпная дорога, или, хотя бы, наезженная грунтовка. Правда есть ещё одна дорога, но более длинная. Октябрьцы решили ехать по ней. Мы же, положившись на GPS, решили ехать по короткой, о чём вскоре сильно пожалели. GPS, конечно, штука хорошая, но дорога от этого лучше не становится! Это были 8 километров кошмара. Действительно, полное болото. Дорога представляет собой жуткое грязное месиво, сделанное коровами. Где возможно, продираемся через лес. Через 3-4 километра стало полегче – просто заросшая дорога, которая местами вовсе теряется. Только через ручей проложена труба – хоть в этом повезло. Лишь столбы бывшей ЛЭП напоминают о том, что здесь когда-то была дорога. Понимаю, что граница районов, но такого я никак не ожидал! Но всё когда-нибудь кончается. Переходим мост через р. Салдыбаш, въезжаем в деревню Новый Субай и… встречаем октябрьцев, которые благополучно проехали по «дальней» дороге, и они совершенно чистые, чего не скажешь о нас! Они снова уезжают вперёд.

Отоварившись в магазине, продолжаем путь. Погода снова начала портиться, зарядил дождь. Дорога снова щебёночная. Проезжаем деревни Вознесенка, Никольское. Останавливаемся перекусить на автобусной остановке. Всё время идёт мелкий дождь с короткими интервалами. Стали попадаться ели и пихты. За Никольским крутой подъём. Вдалеке впереди видим октябрьцев. Выезжаем на асфальт. Это новая дорога Уфа – Павловка. Впереди Красная Горка – районный центр, очень крупный посёлок. Заезжаем туда и останавливаемся за продуктами. Посёлок довольно чистый и ухоженный. Уже показалась река Уфа. Выезжаем в сторону Павловки. Вскоре пошёл смешанный лес. На дороге довольно оживлённо. В лесу полно грибников и ягодников. Здесь очень много клубники. Крутой спуск и мы въезжаем в посёлок Чандар. Бывший посёлок леспромхоза, а теперь – дачный. Здесь, пожалуй, одно из самых красивых мест Башкирии. Самый интересный участок маршрута – от Чандара до Павловки. После Чандара дорога идёт вдоль реки Уфа. Долина, заросшая ивняком и осокорями – гигантскими тополями. Типичный ландшафт западной Башкирии. Хотя река по описаниям судоходная, но мы не видели не только пароходов, барж и катеров, но и простых лодок. Уже присматриваем место для стоянки – время позднее. Но дорога ушла от реки. Вскоре уже должен быть Красный Ключ – очередной крупный посёлок. Видим свёрток влево и решаем сворачивать и идти до реки.

Однако путь оказался нелёгким – пришлось ехать больше километра, местами по грязи. Вышли на огромную сенокосную поляну. Берег крутой и глинистый. Деревья – только лиственные. Трава мокрая. Кое-как устроились. Отставание от графика уже на полдня. Всё та же история: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!»

11.07

Выезжаем на трассу по другой дороге – более попутной. Она покороче, да и почище. Снова пошёл небольшой дождь. Выехали, небольшой подъём и слева открылся прекрасный вид на Красный Ключ и долину Уфы. Спуск, и мы на окраине посёлка. Как бы мы не опаздывали, но нельзя не заехать на Красный Ключ, давший название посёлку. До революции он назывался Белым, но при Советской власти его переименовали в красный (!) Удивительно, как ещё река Белая не стала «Красной»! Выясняем у местных жителей – оказывается он совсем рядом, у самого берега реки. Вскоре мы подъехали к нему.

Ключ представляет собой два карстовых озера – маленьких, но очень глубоких (38 и 20 метров). Из одного бьёт подземный поток, из другого – мощная река, впадающая в Уфу. Вода в озёрах зеленоватого цвета. Рядом маленькая электростанция на 200 кВт, уже не действующая, и бетонная плотина. Неподалёку старинное здание – бывшая бумажная фабрика, а теперь – цех разлива минеральной воды. Предприимчивый народ! Место очень живописное. Озёра окружены смешанным лесом. Объект уникальный, одно из башкирских «чудес света». Можно поставить его в один ряд, например, с водопадом Атыш на Летезе! Фотографируемся и едем дальше.

Посёлок - длинный, вытянулся по долине реки. За Красным Ключом проезжаем деревню Яман-Елга-Порт. Тоже вытянулась вдоль реки. Леспромхозовский посёлок, сохранилась даже узкоколейка. У Игоря неполадки – «вылезла» покрышка на заднем колесе. Помогаем ему устранить.

Пересекаем реку Яман-Елга. Скоро Павловка. Уже показалась огромная плотина. На противоположной стороне склона виден подъём, на который нам предстоит взобраться. Подъезжаем к плотине. За ней видно огромное «Уфимское море». Мелькнула даже такая мысль – доехать на теплоходе до Караидели. Может всё было бы по-другому! Посёлок Павловка расположен в стороне, высоко на горе. Около плотины несколько домиков.

Проезжаем плотину, и сразу начинается длинный подъём по серпантину. Мы выходим из долины Уфы. За подъёмом лес становится реже, переходит в лесостепь. Пошёл сильный дождь. Около деревни Танайка развилка. Асфальт уходит влево – на Благовещенск. Нам же – вправо на Мухаметдиново. Пообедав, едем по щебёночной дороге. Вскоре ещё один свёрток влево. И тут мы встретили октябрьцев. На наше счастье, как оказалось, они пытались проехать по той дороге, но она оказалась абсолютно непроезжей. Проехав лишь несколько километров, они увязли в страшной глине – не то что ехать, идти невозможно! И чем дальше, тем хуже. Это же подтверждают и водители грузовиков. Естественно, у меня никакого желания туда лезть нет, у других тоже. Уже нахлебались этого «добра» перед Новым Субаем. А здесь гораздо хуже! Теперь встал вопрос – что дальше? Либо объезд через Мишкино (Бирский тракт) – это лишняя сотня километров, а у нас и без того уже день отставания! Либо… вовсе сходить с маршрута. Выясняется также, что Руслан потянул колено на длинном подъёме после Павловки и дальше ехать может с трудом. Это решает дело. Сходим с маршрута и едем в Уфу, куда совсем не планировали. Так мечтал я пройти этот маршрут, но видно, не судьба! Рисковать участником я не в праве, а отправлять его одного – об этом не может быть и речи!

Итак, едем на Благовещенск. До него ещё ~ 60 км. Октябрьцы снова уезжают вперёд. Проезжаем посёлок Бедеева Поляна, пересекаем речку Уса. После неё крутой подъём. Руслан заходит на него пешком. Снова появился асфальт. Местность – поля с участками леса. Кроме лиственных деревьев, здесь растёт много ели. Выходим на дорогу Староиликово – Благовещенск. У Виктора страшная восьмёрка на заднем колесе. В общем, полный аут! Как я когда-то ездил на таком драндулете? Самому уже не верится!

Останавливаемся на перекус у придорожного столика (они часто попадаются). Подкрепившись, едем дальше. Проезжаем деревни Сологубовка, Языково. Заезжаем в крупный посёлок Новонадеждино (до магазина). И… опять встречаем октябрьцев! Уже в последний раз. Они потом прошли наш маршрут (по Бирскому тракту до Караидели и дальше). Для чего они проехали сюда – непонятно, им не по пути. Прощаемся и разъезжаемся в разные стороны. Ищем место для стоянки. Решили вставать на речке Большой Изяк. Вдоль реки – грунтовая дорога. Сворачиваем на неё. Среди зарослей находим вполне приличную поляну у реки. Там встаём на последнюю нашу ночёвку. Проехали 77 км.

12.06

Последний день, как это ни грустно. Выходим на дорогу, едем в сторону Уфы. Проезжаем деревню Каменная поляна. Временами моросит мелкий дождь. У Руслана прокол. Помогаем ему с ремонтом. Едем дальше. За деревней подъём. Участок лиственного леса. Спуск – и мы проезжаем Благовещенск. Город остаётся в стороне. Мы выходим на оживлённую трассу – Бирский тракт. Последние километры до Уфы и наконец въезжаем в город. Сначала идут сады, потом долго едем по промзоне не менее 10 км. Кругом – заводы, подъездные пути. Дорога разбита... Но вот и первые жилые кварталы. Вокзал, как раз, на противоположном конце города. Виктор изъявил желание ехать своим ходом через Белорецк, Учалы. Пытались его отговорить – бесполезно. Что же – в конце концов – не маленький! В центре мы расстались.

Путь по городу мне запомнился как бесконечно долгий. Улицы переходили одна в другую: Свободы, Александра Невского, Уфимское шоссе, Трамвайная, Российская, Комсомольская, Октября, им. Города Галле, Дагестанская и, наконец, Вокзальная. Город не произвёл на меня особого впечатления, в принципе не отличается от Челябинска.

Так закончился наш незавершённый поход.

© Юрий Черепанов