Персональные инструменты
Вы здесь: Главная Походы 2008 год Велопутешествие по Южному и Среднему Уралу Рассказ о путешествии по Южному и Среднему Уралу
Действия с Документом

Рассказ о путешествии по Южному и Среднему Уралу

Юрий ЧерепановПоследнее изменение: 2010-01-25

Отчет о велопоходе второй категории сложности по Южному и Среднему Уралу. Апрель – май 2008 года

Теги: Средний Урал, Башкирия

Маршрут:

Сулея – Межевой – Верхние Киги – Месягутово – Дуван – Караидель – Тегерменево – Аскино – Урмиязы – Уршады – Сарс – Октябрьский – Сарана – Арти – Михайловский Завод


Состав группы:

  • Евдокимов Сергей (руководитель)
  • Кочергин Дмитрий
  • Черепанов Юрий

26 апреля

В 11 часов мы выходим на станции Сулея из поезда Новокузнецк – Кисловодск, который стоит там не больше минуты. Мы просто вынуждены воспользоваться этим поездом, так как Кропачевскую электричку на 4:00 мск давно уже отменили, а добираться до Сулеи прочими пригородными поездами – терять целый день.

Теперь даже не обязательно давать телеграмму о выходе на маршрут или его окончании – благодаря сотовой связи. Сергей делает звонок, мы собираемся и начинаем наш долгий путь. Первый участок – самый живописный. Проезжаем посёлки [фото 1] Межевой, старая Пристань, долину Ая с её скальными притёсами.

За Межевым крутой подъём. Затем сосновый лес кончается, уступая место полям и берёзовым перелескам. Мы въезжаем в Месягутовский лесостепной «остров». Без малого 100 километров нам ехать по нему. Это самая скучная часть маршрута, но деваться некуда.

Проезжаем Айлино, фотографируем там старинную церковь.

За Айлино начался нудный, затяжной подъём среди полей. И сильный встречный ветер. Мы, конечно, знали, что преобладает западный ветер, но что он будет именно северо-западным и таким сильным, да ещё и таким холодным! Появляются тучи, капает дождь, но вскоре перестаёт, не успев даже напугать!

На вершине подъёма проезжаем границу – мы в Башкирии. Спуск, пересекаем дорогу Лаклы – Арсланово. На спусках особенно холодно!

Пора обедать, а воды, как назло, нигде нет. Пришлось просить воду на придорожной бензоколонке! Пластиковые бутылки мы, конечно же, взяли. Очень кстати рядом сосновые посадки. Там мы и устроили наш первый обед. Приходится быть предельно осторожным с костром. Кругом сухая трава, сухой хворост – горит как порох! К тому же сильный ветер, устроить пожар легче лёгкого, потушить – гораздо труднее! Лучше всего заранее окопать костровище и уж конечно - как следует залить перед уходом.

Пообедав, продолжаем путь. Проезжаем деревню Тёплый Ключ. Дорога состоит из затяжных подъёмов и спусков, но не крутых. Вправо уходит объездная дорога на Новобелокатай, а вдали уже показался посёлок Верхние Киги – первый райцентр. [фото 2]

Как всегда, фотографируемся у указателя и въезжаем в посёлок. Должен заметить, что все башкирские сёла, особенно райцентры стали ухоженными и нарядными. Появилось много административных зданий, магазинов, офисов вполне европейского вида. Так и пестрят фасадами и металлочерепицей! Да и простые дома выкрашены в яркие цвета. Приятно взглянуть! Не говоря уже о том, что нигде не увидишь брошенных или развалившихся домов. И так во всех сельскохозяйственных районах – в лесных несколько иная картина.

Заправившись водой на колонке и продуктами в магазинах, мы выезжаем на Месягутово. Снова затяжной и нудный подъём и борьба с ветром. Я, по своей привычке, еду последним, но на подъёмах я просто вынужден обгонять, так как ехать медленнее я просто физически не в состоянии! Но, не выходя за пределы видимости, конечно. Скорость совсем небольшая - 8-10 км в час на подъёме, да и на равнине не намного больше.

Уже ясно, что до Месягутово нам сегодня не дотянуть. Да и надобности в этом нет, так как за Месягутово вставать вообще негде. А перед ним – прекрасный сосновый бор – «оазис» в этом лесостепном «острове». [фото 3]

За деревней Рухтино снова начинается подъём и попадаются первые сосны. Не доезжая вершины подъёма, сходим с дороги и встаём на нашу первую стоянку. Ручьёв здесь, к сожалению, нет, но мы не зря заправились водой. С дровами же проблем нет.

Проехали 64 км. Показания на велокомпьютерах у всех отличаются, и я указываю среднее. Так прошел первый день нашего похода.


27 апреля

Встали в 8 часов – на час позже запланированного. Но не беда – можно и отоспаться после бессонной ночи.

Выходим на дорогу. Длинный спуск – и мы въезжаем в Месягутово – следующий райцентр, огромное село. [фото 4] Почти город. Здесь появились супермаркеты, магазины «Эксперт», «Эльдорадо» и прочие. Аналогично – в других райцентрах. В центре – отреставрированная церковь.

Пересекли реку Ай. Река здесь широкая, равнинного характера. Проезжаем перекрёсток дорог. Влево уходит дорога на Малояз, вправо – на Большеустьикинское. Мы же едем прямо – на северо-запад, в сторону Дувана. Сразу начинается длинный, крутой подъём. И снова начинается борьба с сильным, строго встречным ветром.

Проезжаем деревню Каракулево. За ней ручей. Заправляемся водой. Следующий затяжной подъём. Опять появились тучи, пошел снег! Ветер такой, что даже на спуске не разогнаться!

Слева от дороги пошла лесополоса из сосен и елей. Заезжаем в неё пообедать. Погода несколько улучшилась, тучи прошли, выглянуло солнце. Но по-прежнему ветер и холод. Дальше едем, меняясь местами. Хуже всего на открытых местах. Но если есть лесополоса, то она частично закрывает от ветра. Вдоль лесополосы лежит снег, и довольно много. Сергей проклинает всё на свете «Чтобы я ещё раз в этот чёртов лесостепной остров»! Этот участок нас и вправду вымотал.

Проезжаем деревню Улькунды, а затем, наконец и Дуван [фото 5]. Посёлок крупный, но мы, похоже, проезжаем по его окраине, так как нам встретился всего один магазин «Теремок». Между прочим, там даже горные велосипеды продаются!

Выезжаем в сторону Тастубы. Уже показались на западе горы, покрытые хвойным лесом. Это обширное Уфимское плато - один из ключевых участков нашего пути. Проезжаем деревню Чертан и наконец, Тастубу – последний посёлок в лесостепи. Делаем последние покупки в магазине. Сегодня решили употребить «горячительного»!

Едем на запад – в сторону Караидели. На окраине деревни уже начинается хвойный лес и заканчивается асфальт. Следующий наш этап – около 70 км до Караидели по насыпной дороге и малонаселённой местности. Теперь мы частично прикрыты от ветра горами и лесом, да к тому же повернули на запад и теперь он боковой. Всё же легче!

Первые километры проходят по ущелью. [фото 6] Смешанный лес из ели, сосны, берёзы и осины. Много ручьёв, в лесу ещё полно снега. Подъёмы и спуски пока короткие. Местность становится более пологой. Попался одинокий кордон. Дорога безлюдная, машины ездят редко.

В 7 часов встаём на стоянку у речки, перейдя поляну. Реку перешли по бревну, надев баулы на спину – на этом берегу не было ни дров, ни удобного места.

Проехали сегодня 72 км.


28 апреля

Сегодня встали в 9 часов! То ли будильник не сработал, то ли «горячительного» вчера перебрали! То ли просто неохота вылезать из тёплого спальника. А похолодало до минуса! На тенте палатки, как всегда, полно конденсата, но стоило его открыть – и конденсат превратился в иней!

В 11, наконец, выезжаем. Дует холодный ветер, но всё же не такой, как в лесостепной части.

Дорога по-прежнему идёт среди смешанного леса. Проезжаем указатель «Караидельский район» Через некоторое время проехали деревушку Бартым. Деревня заброшенная, явно вымирающая. Ни одной живой души мы там не встретили.

[фото 7] За деревней длинный подъём. Далее дорога идёт среди вырубок, на которых растёт молодой лес.

Проезжаем поворот на Озерки и место бывшей деревни Каирово. Теперь от неё остались одни развалины, да и тех что-то маловато! Место очень унылое.

Далее случилось первое расхождение с картой. У Сергея есть прибор GPS и, согласно его показаниям, новая дорога проходит совсем не там, где она указана на карте, а севернее – по логу Большой Бердяш. С подобными несоответствиями мы сталкивались и в дальнейшем. В атласе Башкирии, который взял Сергей, сведения устаревшие на много лет. Забегая вперёд, скажу, что теперь издаётся более новый атлас – исправленный. Он более соответствует нынешнему положению вещей.

Новая дорога проходит в живописном месте – по правому склону ущелья, идёт на спуск. [фото 8] Я часто останавливаюсь и фотографирую. Только мешают придорожные кусты. Потом река ушла влево, а впереди огромный крутой подъём. На такие подъёмы заезжаю только я один. Сергей и Дима идут пешком. С вершины просто чудесный вид.

И снова мы едем по новой дороге, не указанной в атласе. Значит, посёлок Караидельский остаётся в стороне. А мы рассчитывали отовариться там в магазине! Хуже всего то, что у нас кончился чай – не рассчитали!

Большой спуск и мы проезжаем место слияния рек Бердяш и Быргат. Отсюда поворот на посёлок Сосновый Бор - это и есть Караидельский, но он уже позади.

Здесь мы решили перекусить в придорожной беседке – а они в Башкирии попадаются часто. Сергей взял с собой газовую горелку и пару баллонов. Для ускорения кипятим воду на ней. Вместо чая пришлось разводить сухое молоко. Так как вышли мы поздно, то и обед был поздним.

Затем снова спуск – Бердяш уходит на юг. Проезжаем поворот на Магинский. Снова крутой подъём и спуск – уже к самой Караидели. Новая дорога идёт вокруг горы, старая же прорезала её напрямую. В одном месте открылся прекрасный вид на долину Уфы и посёлок Караидель. А вот моста не видать! Неужели паром? На нашем берегу деревня Абызово. На противоположном – сама Караидель.

Подъезжаем к берегу. И в самом деле, паром! [фото 9] Для нас это, конечно, экзотика. Вообще- то здесь бывает понтонный мост, но он ещё не собран. Паром переправляет только людей, а вот машины – нет. Но мы с велосипедами разместились на нём. Мне однажды уже приходилось переправляться на пароме на реке Вишере на Северном Урале. Там он передвигался по тросам ручным приводом. Здесь же совсем другая система – баржа прикреплена сбоку к мощному дизельному катеру, который каждый раз разворачивается и задом причаливает к берегу. Ходит он по расписанию, как рейсовый автобус. С нас взяли по 12 р. с человека и по 8 р. за багаж. Переправа заняла не более 10 минут.

Река очень широкая – здесь начинается Павловское водохранилище. Между прочим, «Караидель», т. е. «Чёрная река» - это второе название Уфы. Вернее – даже первое, так как появилось раньше. Вокруг горы, хвойный лес, в пойме реки – вязы.

В посёлке [фото 10], конечно, отовариваемся в магазинах. Производит он приятное впечатление. Дальнейший наш путь – на посёлок Байки. И опять путаница – на карте одно, а на деле – совсем другое! Хорошо хоть добрые люди подсказали! Нужно выезжать на новый Бирский тракт.

Дорога прекрасная, появилась, судя по всему, совсем недавно. Первый километр проходит по долине Уфы по правому склону. Виды с дороги просто чудные! Видно весь посёлок Караидель.

Затем дорога поворачивает на запад и уходит от реки. Вскоре и наш поворот на Байки. Посёлок находится на границе леса и степи. Бирский тракт идёт по склону горы и уходит на юго-запад. Байки также расположены в живописном месте на одноимённой реке. Последние сосновые леса.

Проехав по деревне [фото 11], мы сворачиваем на север – на Тегерменево, и далее на Аскино. Сразу крутой и длинный подъём. И опять встречный ветер. Снова вокруг сплошная степь, лишь изредка островки берёзового леса.

Время уже позднее, пора вставать. Вот только где? Река Байки далеко от дороги, а через несколько километров пойдут сплошные деревни. Видим сосновые посадки – решено вставать в них. А вот ручья, как назло, нет! И мы не заправились водой. Но зато есть огромное пятно нерастаявшего снега – за неимением лучшего сойдёт! Сушняка в посадках хватает, но дует сильный ветер. Пришлось даже соорудить из кострового тента нечто вроде защитного экрана – хоть как то помогает!

Проехали сегодня 58 км. Уже отстаём от графика на полдня! Как обычно.


29 апреля

[фото 12] Ночью опять была минусовая температура, снег превратился в лёд, и пришлось долбить его ножом!

Выезжаем в северном направлении. Стали попадаться дубовые и липовые рощи – западная Башкирия. Спуск в долину реки Байки и пошли сплошные деревни, почти без промежутков: Старый Акбуляк, Новый Акбуляк, Калилово, Юлдашево, Тегерменево. Деревни, как всегда, ухоженные. Во многих деревянные мечети.

Долина живописная. На другом берегу длинная гряда холмов, покрытых местами лесом.

В Тегерменево дорога уходит на запад, а затем и вовсе сворачивает на юг. Нам же нужно в противоположную сторону – на Аскино через Куяштыр. Трасса Бирск – Аскино проходит намного западнее, но чтобы выйти на неё, нужно сделать огромный крюк. По нашему атласу на Куяштыр должна быть насыпная дорога. На самом же деле – просто грунтовка по полю. Согласно GPS – она и есть.

Дима увлёкся и уехал вперёд – не туда. Пытаемся докричаться его – бесполезно! Он остановился, но назад не едет. Так и стоим – ждём друг друга! Пришлось мне ехать к нему, чтобы вернуть.

Итак – дальше по полю [фото 13] – благо погода позволяет. Сначала длинный пологий подъём. Попадаются участки широколиственного леса. Потом развилка. Слева показалась деревня Карткисяк. Можно проехать там, но Сергей решает ехать «строго по плану», т. е. по правой дороге. Дорога слегка петляет, частые развилки. Наконец показался Куяштыр. Последние километры оказались самыми трудными. Дорога становится всё хуже и тут путь нам преградил ручей в большом овраге. Никаких мостов, конечно, нет. Грязновато, но мы переходим вброд. В овраге ещё полно снега. Вскоре река, сделав петлю, попадается нам снова. Это уже слишком! Перед самой деревней пробираемся среди болот по заросшей дамбе, где когда-то была дорога. По ней давно уже никто не ездит – по сути её нет. Мы здесь тоже больше не поедем!

С Куяштыра [фото 14] пошла щебёночная дорога на Аскино – до него не больше 8 км. На холмах стали попадаться массивы елового леса – Средний Урал уже близко! Ветер встречный, по-прежнему сильный.

Вот, наконец, и Аскино. Как и все Башкирские райцентры, посёлок очень нарядный и пёстрый. Как всегда, отовариваемся в местном супермаркете. Ещё там есть старинная церковь и большая новая мечеть.

Выезжаем на асфальтированную дорогу в северо-восточном направлении. Сегодня мы по плану должны покинуть Башкирию и въехать на территорию Пермского края.

На этом этапе мы решили переиграть намеченный маршрут. Изначально планировалось ехать через п. Новая Бурма, пересечь границу регионов, и далее через деревни Нижний Тесяк, Леун, Верхняя Урмея, Лидино – на Октябрьский. Но эта дорога неудобная, делает большой крюк. К тому же неизвестно, какая она на границе. По атласу должна быть насыпная, но мы уже неоднократно убеждались, как верить этим атласам! Решено «срезать» через посёлок Урмиязы. Там должен быть мост через Тюй и далее – через деревни Ельник и Бияваш на Лидино. Сократим путь, что совсем неплохо при нашем отставании! Но на деле вышло по-другому. Но не будем забегать вперёд.

Между прочим, в этих краях [фото 15] есть любопытные названия. Например – урочище «Сидорово мочище». А мы там так и не побывали. Должно быть, много потеряли!

Итак, согласно новому плану, сворачиваем вправо – на Кубиязы. Здесь идёт асфальт. Прямо же пошла разбитая дорога на Нов. Бурму. А дальше она, скорее всего, ещё хуже. Мы же едем на восток. Впервые ветер стал попутным, и мы можем ехать быстро.

Около речки Бурминка встаём на обед в лесополосе. Дров там совсем мало – едва «наскребли» на обед. Кстати, одобряю решение завхоза делать горячие обеды, а не ограничиваться перекусами. Пусть это чуть подольше, зато полноценное питание.

Пообедав, едем дальше [фото 16]. Перед п. Кубиязы асфальт всё-таки кончился. Едем по насыпной дороге. Слева долина реки Тюй. За рекой мощная горная гряда. Проезжаем крупные посёлки: Кубиязы, Утяшино, Новоичкильдино, Урмиязы. В Урмиязах развилка дорог. Правая дорога уходит на Бильгиш. Наша же, пересекая Тюй, круто поднимается в гору. Неужели это дорога на Лидино? В атласе её нет.

Проехав через деревню, пересекаем по мосту реку Тюй. Река довольно большая. И это только один из многочисленных притоков Уфы! Сразу же крутой подъём. Я уже был уверен, что мы въезжаем в Пермский край и стал прощаться с Башкирией, но поторопился. На самом деле это дорога на Кунгак. Мы по-прежнему в Башкирии! Опять сбил с толку атлас! Теперь остаётся лишь один вариант – доехать до деревни Уршады и там свернуть на грунтовку до п. Русский Сарс, вдоль одноимённой реки [фото 17]. Хорошо хоть GPS имеется – выручает в таких случаях!

Дальше дорога идёт по сильно пересечённой местности. Крутые подъёмы сменяются крутыми спусками и наоборот. Пошли сосновые леса. Каждую минуту проходят самосвалы, поднимая страшную пыль! Возят щебень с какого-то карьера. За деревушкой Анастасьино проезжаем место добычи нефти. Здесь нефтекачалки, буровая вышка и «вечный огонь». И целый посёлок из вагончиков.

Развилка дорог. Вправо уходит дорога на Седяш. Самосвалы ездят оттуда – слава богу, больше их не будет! Наша дорога – левая до д. Уршады. Дорога становится всё красивее – мы снова проезжаем край Уфимского плато. Длинный спуск и мы пересекаем по мосту реку Сарс. А где же деревня Уршады? За мостом свёрток налево и указатель «Уршады – 3 км». Очередное несоответствие атласа! На нём указана старая дорога. Новая же проходит в стороне от деревни. Пожалуй, этот атлас хорош для Сусанина! Но не для нас.

Сарс – очень красивая река. И такая же большая, как и Тюй. Перед впадением в Уфу они сливаются вместе. Кстати, весь наш маршрут проходит в бассейне реки Уфы. По разбитой дороге доезжаем до деревни Уршады. Места здесь очень красивые!

В деревне у местных узнаём дорогу. Она проходит по другой стороне реки. Пересекаем реку по мосту. За деревней сразу начинается грунтовка [фото 18]. Мы, наконец, выезжаем из Башкирии и въезжаем в Пермский край. Как всегда, бездорожье на границе регионов, если только это не трасса федерального значения! Неужели здесь никто не ездит?

Дорога сразу уходит от реки и очень круто поднимается вверх. Я заезжаю на пределе. Дальше дорога идёт по полю. Пора вставать – время уже 9-й час. Но пока нет ни воды, ни подходящего места. Остаётся только ехать дальше. На крайний случай – сойдёт и снег! Нас обгоняет УАЗик. Всё-таки кто-то здесь ездит.

Слева пришла улучшенная дорога. Это дорога с п. Бияваш, куда мы не попали. А затем вышли и на щебёночную дорогу. Вправо очень крутой спуск и видна деревня. Это и есть Русский Сарс. Влево – на Октябрьский, куда нам ехать дальше. Но где же нам вставать.

И тут нам помог случай. Со стороны Бияваша подъехала машина. «Что, заблудились?» - спросили нас. Мы объяснили ситуацию. «Да тут влево, только с горы спуститься, и будет прекрасный ручей!» Вовремя подсказали!

Поблагодарив их, спускаемся. Спуск очень крутой и каменистый. Покрупнее щебёнки не нашлось? Внизу действительно ручей. Свернув на лесную дорогу, мы, наконец встаём на склоне в сосновом лесу. Отличная стоянка, только до воды далековато. [фото 19]

Сегодня проехали 78 км.


30 октября

Итак, мы закончили Башкирскую часть и начали «Среднеуральскую».

Собираемся и выходим на дорогу.

Долина, в которой мы ночевали, довольно живописная – сосновый лес. Природа только пробуждается от зимы. Вылезла первая трава, начали цвести медуница и ветреница.

Вскоре проезжаем деревню Шараповка. Слева подошла дорога с Лидино – откуда предполагалось ехать изначально. Ощущение далёкой глубинки, да так оно и есть. Дорога по-прежнему щебёночная. Затяжные подъёмы и спуски, но не крутые. Машин мало. Поляны перемежаются хвойным лесом. Местами сосна и берёза, но в основном ель. Типичный ландшафт Среднего Урала.

Проезжаем заброшенную деревушку Уваряж. Стоят огромные бревенчатые избы – и пустые. Печальное зрелище! Перед посёлком Петропавловский [фото 20] длинный спуск. Проезжаем речку Маш – приток Сарса. Место очень красивое. Через реку бетонный мост и начался асфальт. Мы уже думали, что он будет и дальше, но через километр он, к нашему разочарованию, кончился. Только в посёлке Малый Сарс асфальт начался снова – уже до самого Октябрьского. Здесь снова пересекаем Сарс. Встаём на обед на берегу реки.

Пообедав, продолжаем путь. До Октябрьского остаётся не больше 10 км. Проезжаем Октябрьский – очередной райцентр. Посёлок очень крупный, но после нарядных Башкирских райцентров смотрится несколько уныло! Проезжаем ж. д. станцию на линии Свердловск – Казань. Едем в центр посёлка – Диме нужна аптека. Он потянул ногу. Находим аптеку. Нужная мазь там, к счастью, оказалась.

Выезжаем обратно, к ж. д. переезду. Наша дорога – на восток, в сторону Красноуфимска. Сегодня мы должны въехать в Свердловскую область. Вот только проскочить границу!

Сначала был прекрасный асфальт. Но через 8 км мы проехали станционный посёлок с символичным названием Ненастье.

И дальше началось нечто невообразимое! [фото 21] Страшная грязь, которая здесь не пересыхает из за таящего в лесу снега и многочисленных ручьёв. То и дело попадаются лужи во всю ширину и неизвестной глубины.

Вскоре проезжаем указатель – мы в Свердловской области. Да уж – граница – есть граница! Навстречу нам проехали «Нивы». На джипах здесь ещё можно ездить, но простым легковушкам совсем плохо! Навстречу нам пытались проехать на «Форде-Фокусе», но махнули рукой и повернули обратно! Мы тоже порядочно нахватали грязи! Просто идиотизм какой то! Неужели двум экономически развитым регионам нельзя «скинуться» и довести до ума эти несчастные 15 километров? Уже не говоря про асфальт, но хотя бы приличную насыпную дорогу! Уму непостижимо!

Проезжаем речку Чёрную - это уже приток Сараны. Нас обгоняет несчастный «Форд-Фокус», плюхаясь дном в каждой яме. Дотянуть бы хоть до посёлка Пудлинговый – там уже должна быть приличная дорога.

И тут у меня неожиданно лопнула задняя шина. К моему ужасу оказалось, что это обод перетёр покрышку! Он уже и раньше рвал покрышки. Перед походом я подшлифовал наждаком его кромку – да, видно, недостаточно. Камеру тоже порвало. К счастью, у нас есть запасная покрышка. Ставлю её и свою запасную камеру.

Продолжаем путь. Проезжаем реку Большая Сарана. За ней виден посёлок. Это, по всей видимости, и есть Пудлинговый. Время уже позднее – ищем место для стоянки. У меня опять спускает заднее колесо! Что за чёрт! Ладно – на стоянке разберусь. Мы сворачиваем на лесной свёрток, переваливаем небольшую горку и встаем у реки. Рядом проходит железная дорога – огромный арочный мост в пять пролётов [фото 22, 23]. Обычно мы встаём в лесу, но далеко от воды. Здесь же наоборот – рядом с водой, да за дровами пришлось далеко ходить.

Осматриваю камеру – так и есть – дырявая! Так уж получилось – на одной из «покатушек» я отдал свою камеру. В замен мне дали другую. А я даже не удосужился её проверить! Безусловно, непростительный ляп с моей стороны! Достаю аптечку, по всем правилам приклеиваю заплату – она отклеивается! Чёрт знает что такое! То ли клей не тот, то ли не та заплата, то ли «плохому танцору ноги мешают!» Пришлось взять запаску у Сергея. На этом «резиновые» неприятности не закончились – в самом конце похода обнаружится порез на покрышке, которую я поставил. Была она уже разрезана, или я наехал на что-то острое – можно только гадать. Как говорится «пришла беда – отворяй ворота!» Покрышка была старая и совсем стёртая, но как бы там ни было, на ней я доехал до конца маршрута – и то ладно.

Проехали сегодня 56 км.


1 мая

Выходим на дорогу и едем в сторону Сараны. Проезжаем карьеры, что-то в них добывают. Здесь уже нормальная дорога. Выехали к посёлку Пудлинговый. Посёлок довольно большой, крупная ж. д. станция. С дороги прекрасная панорама. Виден тот самый мост через Сарану. Выход из посёлка нашли не сразу – сначала поехали не туда и вернулись. Дорога по-прежнему идёт вдоль ж.д. Был ещё один арочный мост, а затем железная дорога ушла в туннель. Вот уж не думал, что на Среднем Урале есть туннели! Так хотелось его сфотографировать, но у входа в туннель стоял часовой с автоматом и смотрел на нас не очень-то дружелюбно. И я решил не испытывать судьбу!

Дальше пошел крутой подъём. Дима не в состоянии ехать в гору, у него сильно болит колено – даже чудесная мазь не помогла! Он решает сходить с маршрута – к великому огорчению!

За подъёмом длинный спуск [фото 24] и мы въезжаем в посёлок Сарана. Дима узнает – на чём можно уехать, но ничего подходящего нет. Пока он с нами. Посёлок крупный. Здесь какой-то старинный завод. В этом месте Сарана впадает в Уфу.

Уфу пересекаем по понтонному мосту [фото 25, 26]. Мост узкий, двум машинам уже не разъехаться, только по очереди. Это одно из красивейших мест на нашем пути. Напоминает Караидель, только река здесь не такая широкая.

Красноуфимск остаётся в стороне. За мостом проезжаем деревушку Зауфа и по грунтовой дороге едем на восток – в сторону трассы Красноуфимск – Месягутово. Сразу за деревней крутой подъём. На вершине подъёма лес кончается и начинается Красноуфимский лесостепной «остров», который является продолжением Месягутовского. Правильнее сказать - «полуостров».

На окраине – огромная свалка. Длинный спуск по грунтовой дороге среди полей, и мы выезжаем на трассу. Дальнейший наш путь – на Арти. Дима всё-таки решил продолжать путь – к великой радости!

На Арти есть две асфальтированные дороги. Южная – через Бугалыш – делает огромный крюк. Северная – от Красноуфимска – делает такой же крюк, но можно срезать по грунтовкам через деревню Юва и выйти на неё перед посёлком Манчаж. Самый оптимальный вариант – благо погода позволяет.

Проехав немного по трассе, сворачиваем на Натальинск – посёлок городского типа, проходим его и едем по полевой дороге. За посёлком – очередная свалка. К сожалению, это стало обычным явлением на всех просторах нашей необъятной Родины! Замечу, что меньше всего мусора в Башкирии – о чём-то это говорит!

Итак – едем среди полей. Ветер по-прежнему западный – и нам он теперь попутный. Так что скорость намного возросла. Попадаются сосновые боры – «оазисы». Проезжаем деревни Юва и Савиново, которые почти слились. За деревней в овраге протекает ручей. Там мы встаём на обед около каких-то развалин.

Пообедав, продолжаем путь по грунтовкам. Начинает капать дождь. Скорее на асфальт! Наконец выезжаем на трассу. Дождь перестал, но дорога мокрая. Слева от трассы – крупный посёлок Манчаж. Вокруг по-прежнему холмистая лесостепь – до самых Артей. Подъёмы и спуски затяжные, но очень пологие. Проезжаем деревни Верхний Бардым, Семинчи.

Но вот, наконец, и Арти [фото 27]. Посёлок стоит на одноимённой реке – также притоке Уфы. А вот как, интересно, называть жителей – «артистами» что ли? Это старинное селение, основано ещё при Демидове, как железоделательный завод. А теперь здесь уникальное производство – единственный во всей России завод, где делают косы!

Как всегда, отовариваемся в магазинах. В центре построили огромную деревянную церковь – произведение искусства! [фото 28]

Дальше едем вдоль Артинского пруда, который протянулся на много километров. За рекой снова сплошной сосновый лес – она является чёткой границей леса и степи.

Перед деревней Пантелейково развилка дорог. Вперед уходит дорога на Старые Арти. Наша же налево – на Михайловск. Проезжаем мост через Арти.

За мостом встаем на ночёвку, уйдя подальше от дороги. Дров хватает, а вот к воде приходится продираться через заросли! Собираются грозовые тучи, и мы натягиваем костровой тент. Ночью и вправду прошел дождь.

Проехали сегодня 80 км.


2 мая

Дальнейший наш путь – на Михайловск и далее – на Нязепетровск и Верхний Уфалей. Дорога отличная. Сразу начался затяжной подъём. Погода заметно ухудшилась – стало пасмурно, временами моросит. И сильно похолодало.

Вокруг сплошной хвойный лес. На вершине открылся прекрасный вид на долину Уфы [фото 29].

Из Артинского района въезжаем в Сергинский. Дорога становится хуже – давно не ремонтировалась. Ближе к Михайловску – головокружительный спуск. Лес кончился, пошла открытая местность. На спуске особенно холодно! Пошел снег!

Неожиданно мои попутчики принимают решение – оканчивать маршрут в Михайловске! Что же – дорога на Нязепетровск мне известна, на Уфалей – и подавно. Так что я ничего не теряю. Что же касается не пройденной «двойки» и не полученной справки – это для меня и вовсе не принципиально!

Итак, сворачиваем в Михайловск. Последний раз пересекаем Уфу. Въезжаем в город. Здесь я уже был в 2006 году. Городок вполне приличный. Напоминает Кыштым или Верхний Уфалей.

В городе большой пруд [фото 30] на р. Серга – также крупный приток Уфы. Ж. д. станция [фото 31] находится в 10 км от города – в посёлке Михайловский Завод. Направляемся туда. Проезжаем пруд у самого его начала. Здесь особенно красивый вид на пруд и город.

Последние километры – и подъезжаем к станции. Смотрим расписание. Конечно, нам ближе было бы добираться через Бердяуш. Но до поезда на Бердяуш ещё очень далеко – ждать до утра! А вот поезд на Дружинино будет через 4 часа. Это значит – с Дружинино придется ехать на электричке до Екатеринбурга, а там – «на чём бог пошлет».

И тут мы неожидинно увидели большую группу велотуристов из Екатеринбурга. Разговорились с ними. Это была лишь одна группа – под руководством Василия Клеина. А то я уже думал: «ну не может быть, чтобы мы ни разу не встретили себе подобных!» Они ехали из Ревды на Нязепетровск по лесным дорогам. И, конечно же, все были «по уши» в грязи – смотреть было страшно! Сказали, что всего на Майские праздники у них выехало 20 групп! Вот это размах!

Ну а наш поход окончен – надеюсь, не последний.



Юрий Черепанов, 2008 год