Как я уже говорил, утро не задалось - мало того, что на электрон приходится вставать в 4 утра, так еще и на входе в здание пригородных касс менты заставили распаковывать баул, разве что в трусы не заглянули, Саня (у которого к слову из общественного снаряжения была палатка и спальник-конденсатник) еле успел заскочить в последний вагон (ровно из-за тех же собак в серо-синей форме)...
В электричке было холодно, уличный воздух сквозил изо всех щелей, поспать толком не удалось.
Выходим в Златоусте, -18, солнца нет но хотя бы светло и нет ветра.
Почти сразу от вокзала начинается перевал "Нязьма", дорога вполне сносная, укатанный снег и лёд, но машин довольно много. Навстречу проехал ментовской Патриот, водила с глазами по 5 рублей снимал нас на телефон)))
Чем ближе к вершине перевала тем более сказочно-заснеженный лес вокруг. У поворота на Чёрную скалу пофоткались, попили чая из термоса. Какой то Саткинский блогер пытался брать у меня интервью - уже не помню что я ему там наплёл, но он быстро отстал.
Спуск с перевала к Магнитке конечно доставил "удовольствия", на самых крутых участках сплошной лёд - никогда бы не подумал что в -20 можно нагреть до синя тормозные роторы... Саня разок завалился в снежный вал на обочине, но вроде не ушибся - всё таки есть плюс в 5 слоях одежды
Самое холодное место оказалось в низине у реки на въезде в Магнитку, по ощущениям градусов 25, со знаком минус конечно.
Выглянуло солнце и на выезде из Магнитки в 13 часов мы остановились на обед с видом на Кусинский пруд. Горячий чай из термосов и домашняя настоечка в трофейной бутылке - а много ли надо для счастья замёрзшему туристу? На улице -17.
Обед занял минут 40, после чего нас ждала приятная асфальтовая дорога на Кусу, машин не много, снега тоже.
В какой то момент сосудики расширились и пальцам на руках стало даже жарко - восхитительное чувство!
Сразу за Кусой остановились в придорожной беседке попить чаю. Солнце скрылось за серой пеленой, стало как то зябко.
Едем медленно, по плану заночевать сразу за Петропавловкой где уже останавливались в осеннем
велопоходе 3 к.с. 2019 года(там отличный сосновый лес на горке и соседи спокойные - кладбище). К пол пятому крутя педали из последних сил (всё таки зимой обед нужно по существеннее 3 бутербродов и пары конфеток) подъехали к Петропавловке.
Уж не знаю почему на табличке Петрозаводское сп хотя по всем картам она Петропавловка.
Не смог я проехать мимо этой наикрутейшей таблички на проходной ПСЗ.
Петропавловский Спирт Завод - уже больше 145 лет поит Россию!
Забежали в поселковый магазин купить кока-колы с кексами - немного восстановить силы. Перекусили там же в тепле и выйдя на улицу ощутили озноб! Какие то 10 минут в тепле сильно разакклиматизировали нас, благо впереди еще один подъём на выезд из посёлка мимо погоста - можно поработать ногами.
Уже в сумерках разбиваем лагерь - Саня разводит костёр и ставит палатку, я готовлю дрова на вечер и утро, готовлю ужин на бензиновой горелке. После ужина мы еще долго сидим у костра попивая глинтвейн из термосов.
Часов в одиннадцать перед сном пошли с Саней в поле смотреть на звёзды - постелили пенки на снег и пролежали так минут 30 вглядываясь в яркое звёздное небо, любуясь Плеядами, видом на Млечный Путь и проносящиеся метеоры, рассуждая о вечном. На улице -14
Итого за день прошли 58км среди них перевал Нязьма (350м набора, ПП 2 к.т. летом)Лично я спал плохо, хотя мне было тепло и уютно, только нос иногда мёрз, зато мой тёплый сожитель проспал всю ночь как убитый. В итоге утренний будильник на 7 часов переставили на 7.30, потом долго завтракали и собирались, в итоге выехали со стоянки в 10:24.
Погода отличная, яркое зимнее солнце, -16. Дорога до Глухого Острова хорошая, укатанный снег, несколько 30-40 метровых качель. Научил Саню правильно отмахивать руки и ноги - он забыл дома свои зимние лыжные галоши-фонарики и его пальцы на ногах в зимних треккинговых ботинках периодически требуют внимания и остановок.
Доехали до своротки на Кулбаково - это 8 км старой лесной дороги, единственный путь между Челябинской областью и Башкирией в этих краях - я ездил по ней летом и осенью, и это не простой путь, который можно преодолеть только на Ниве или чём то посерьёзней. По нашему треку идёт полузанесённая колея через поле, куда то левее уходит куда более накатанная дорога, но в той стороне по карте куча развилок, по некоторым из них можно вернутся и на наш трек, другие же ведут к посёлку Терехта. Решили идти по треку через поле - до развилки у леса куда теоретически может придти накатанная дорога около 1 км.
Метров через 300 колея заметена полностью, снега по втулки, тропим с Саней по очереди. Прошли километр за 30 минут и точно, накатанная дорога вышла к нашей развилке! Колея в 20-30 см укатана хорошо и по ней можно ехать!
В километре перед Кулбаково нашли на дороге конскую шкуру (судя по хвосту). Откуда она там и зачем непонятно, понятно лишь одно - мы в Башкирии...
-17, Солнечно.
В 13.30 выехали в Кулбаково, на 8 километровый участок ушло 2,5 часа - по ощущением примерно как и летом, осенью вроде бы даже дольше (но это не точно).
За Кулбаково метрах в ста в переди нас дорогу перебежали 4 косули - крассивые грациозные животные!
Вскоре мы устроили пикник на обочине - расстелили пенки в сугробе, расселись и стали распивать чай (и немножечко настойки) с промороженным хлебом, промороженным салом и промороженным чесноком с видом на какие то горы в далеке. Обедали целый час, уже даже к холоду привыкли, он уже не ощущается чем то экстримальным.
-16 Погода портится, набегают тучи.
По отличному Башкирскому
грунто снегобану делаем петлю через Арсланово и выезжаем в Асылгужино - последняя Башкирская деревня на нашем маршруте - там набираем воды в колонке, попутно отвечая на вопросы местных "чё делать не
хуй?" и уже в сумерках пересекаем реку Ай по льду.
И вот мы снова в Челябинской области. Вперед к деревни Постройки уходит колея - ехать по ней сложно, получается но с трудом.
Пройдя около 600 метров остановились на ночёвку на краю смешанного леса, тут похоже летом покос - стоит столик и лавочка.
Саня дежурит-кашеварит на горелке, я же ставлю палатку, заготавливаю сосновые дрова. К поленьям для нодьи подошел со всей ответственностью - спилил под корень все сучки, полешки одной длинны, диаметр около 12-15 см.
Александр как всегда на высоте! Кормил меня ВЕЛИКОЛЕПНЫМ! чечевичным супом с копчёными рёбрышками. Я же показал ему рецепт "Marshmallow по Уральски" - насаженный на палочку и поджаренный на костре кусочек Белорусского сала
После ужина допоздна сидим у костра, ведя разговоры "за жизнь" на личные темы, поём песни, распивая всем известный Башкирский бальзам...
-14 Я пошел спать последним в полпервого.
Итого пройдено целых 35 км включая участок Глухой остров - Кулбаково (ПП 2 к.т. летом), брод через р. Ай. Долго собирались, долго спали и если бы вышли в запланированные 9 утра то можно было бы дойти до Построек.
Подъём в 06,30 Саня кашеварит, я собираю палатку, занимаюсь костром. Мы еще не отточили последовательность приготовления пищи и пришлось ждать пока закипит вода для чая а потом и для термосов. Потом туалет и т.д. в итоге вышли в 9,45 - на 45 минут позже запланированного. Стабильно собираемся за 3 часа...
-12 пасмурно, темно, периодически идет мелкий снежок.
Впереди 4 км лесной дороги до Построек - еще один пешевело участок. Выходим на колею, вскоре она раздваивается - едем по более накатанной, потом еще раздваивается - пеше-снегоходная тропа идет вверх через гору вдоль лэп, жиденькая автомобильная колея уходит куда то на право в лес. На карте правой дороги вообще нет, да и ехать по ней все равно не получается, выбираем тропу вдоль лэп. Она сразу забирает круто вверх, снег рыхлый, тропим велоколею по очереди. Так пешим порядком мы набрали 85 м высоты а потом "съехали" с другой стороны этого холма. 1,5 км от стоянки прошли за 1 час. За холмом на заснеженном поле сходятся 4 колеи-дороги со всех сторон и вливаются в очень укатанную но техничную дорожку к Постройкам. По ней уже можно ехать.
Через пол часа мы уже были в Порогах. На фотосессию, включающую прогулку по крыше электростанции и распросы туристов о назначении шлемов потратили около часа.
-11 все еще пасмурно, низкое серое небо давит все сильнее. После посещения электростанции пропал весь запал, на стаенцию Кукшик мы уже не успеваем, да и от Сулеи начинается неплохой трафик, наматывать скучные километры до Сулеи тоже нет желания. Остаётся один путь в Бердяуш. Тем более что он идёт через серпантинистый перевал через хребет Сулея.
На перевальной дороге много снежной каши- взрыхлённого колёсами снега, едется тяжело, на пределе да еще и уклон, в
велопоходе 1 к.с. 2016г на одной из петель этого перевала я порвал цепь.
На вершине утепляемся, и в 14 часов со скоростью в 52 км спускаемся в Бердяуш. Пока закупили ужин в электричку и доехали до вокзала было уже 15 часов.
До Корпачёвской электрички еще 2 часа, можно купить билет сразу до Челябинска с пересадкой в Златоусте. Билет на велосипед до Че стоит 75р, я не стал брать - снять колесо и провезти по правилам багажа дешевле... Чтоб зайти в тёплое и уютное здание вокзала нужно пройти досмотр с распаковкой баулов, не говоря уж про возможные столкновения с вокзальными уборщицами - пришлось 2 часа торчать на улице. Благо в Бердяуше тепло -6 и сыпет снег.
Итого пройдено за день 24 км, из них пешка до Построек и перевал Сулея (160м набора, ПП 1 к.т. летом)
В 17.11 грузимся в электричку, в ней тепло и комфортно, людей не много, но есть. Ехать 2 часа и потом пересаживаться в златоусте на другую до Челябинска - они останавливаются рядом, достаточно перейти на другой путь, стыковки в 7 минут хватает как раз. В Челябинской электричке дико жарко, по ощущением не меньше 30 градусов, пришлось раздеться до термобелья и все равно эти 3,5 часа до Че были мучением. На выходе в Челябинске было 2 пути либо спускаться в подземный переход и идти через здание вокзала (а это огромная очередь на досмотр багажа, в том числе и моего баула и глупые вопросы), либо через надземный мост, турникеты и калитку сбоку. Выбрали второй вариант. На выходе в турникетах меня просто добил вопрос контролёра "А где Ваш билет на велосипед???" на что была вежливо послана в пеший эротический тур в комплекте с объяснениями что в вагоне есть специально обученные люди которые за эти следят..
Обнялись с Саней на прощание и я, вымотанный 2х часовым ожиданием, 6ти часовой жаркой электричкой и идиотизмом структуры РЖД побрёл на трамвай до дома.
Я ненавижу РЖД...